Как приручить дельфина? Интервью с тренерами владивостокского дельфинария
Как живет владивостокский дельфинарий, и на сколько сложно работать с морскими млекопитающими, которым тоже важна любовь и забота. Об этом поговорили в медиастудии ГТРК "Владивосток" с тренером дельфинария в районе Садгорода Иваном Ситниковым и администратором дельфинария Денисом Козицким.
В студии Анастасия Барабаш.
Анастасия Барабаш:
- Дорогие друзья, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Барабаш, а у нас в гостях тренер дельфинария в районе Садгорода Иван Ситников и администратор дельфинария Денис Козицкий. Дорогие гости, здравствуйте!
Денис Козицкий:
- Здравствуйте! Спасибо, что пригласили.
Анастасия Барабаш:
- Спасибо, что пришли. Расскажите, пожалуйста, про ваш дельфинарий, какие структуры, профессии люди участвуют в процессе.
Денис Козицкий:
- Изначально это, естественно, тренерский состав, ветеринары, служба жизнеобеспечения дельфинария, то есть круглосуточное наблюдение за животными осуществляется. Без этого, мне кажется, дельфинарий, ни один вообще в России, не существует. Ну и, естественно, любовь к животным – это главный показатель. При приеме на работу первый вопрос у нас у руководителя – есть ли дома домашние животные? Это прямо обязательный фактор. Ну, и как вообще человек относится к животным - важно.
Я, допустим, сужу о людях, как они относятся к животным. У нас были сотрудники, грубо говоря, уборщики. И я вижу, что с животными она не очень. И с людьми она такая же. И я сразу делаю для себя уже какие-то выводы: как этот человек взаимодействует, как он будет дальше в работе проявлять?! То есть у меня вот только так. И когда я видел Ивана в первый раз, когда он мне рассказывал про животных, я сразу понял, ну, вот, - наш человек. То есть с животными работать должны люди, у которых есть домашние животные дома. Или птички, кошечки, собачки. Для меня это важно. Это обязательное условие!
Ну, и плюс еще, наверное, не только это. Я думаю, что человек должен быть еще открытый. Он должен быть общительный. От тренера вообще должна исходить харизма всегда. Потому что он работает не только с животными, он работает с детьми, с людьми. Он - лицо дельфинарии. Поэтому он должен соответствовать всегда.
Знаете, иногда человек бывает эмоционально, если можно так сказать, закрыт при общении с людьми, но с животными наоборот. Он умеет выражать свои эмоции, свою любовь. Бывает и так. Но для работы в дельфинарии необходимо быть всесторонним человеком. Открытым со всех сторон.
Анастасия Барабаш:
- Иван, поговорим про вас, как вы попали в эту профессию, как вы пришли в дельфинарий, почему вы начали работать с сервисного центра по обслуживанию копировальной техники?
Иван Ситников:
- Начинал я с простых картриджей, принтеров. При этом я всегда ходил по офисам, общался с людьми. Мне это всегда очень нравилось. Но вот этот карьерный рост меня все-таки привел, в конце концов, в кабинет, где мне приходилось сидеть записывать договоры.
Анастасия Барабаш:
- Много механического?
Иван Ситников:
- Да. Мне это очень не нравилось. А мой знакомый открыл в Ростове дельфинарий, причем с целью обучения людей. Дельфинарий, я считаю, он должен существовать для того, чтобы просвещать людей, что есть вот такие животные замечательные. Что не надо выбрасывать пластиковый стаканчик в реку, океан, в море. Не надо «бычок» от сигареты кидать мимо урны. А дельфинарий, я считаю, должен сохранить этих животных.
Сейчас очень много споров о том, что давайте закроем дельфинарий. Освободим всех животных, позакрываем все цирки и так далее. А что мы будем делать через 30-40 лет, когда человеческая деятельность просто-напросто убивает природу? И мы это видим каждый день. Больше нефти добываем, население растет. И в конце концов, через 50 лет, черноморских афалин просто не останется в море. Где мы их потом увидим? Только лишь на обложке какого-нибудь там журнальчика или в книжках.
Вы знаете, если бы я не стал тренером морских млекопитающих, я бы, наверное, стал хорошим педагогом. Я очень люблю детей, я вообще, в принципе, люблю людей. Я люблю с ними общаться, взаимодействовать. И когда меня пригласили работать в дельфинарии, я бросил этот офис, вообще не задумываясь. Многие мои родственники думают, как так, у тебя карьера идет! А я не хочу так. Я хочу, наоборот, нести людям добро. Это классное чувство, когда ты берешь того же самого ребенка и отпускаешь его в воду. Вот эти эмоции: когда он прям, всё, у него такие глаза, он видит дельфина. То есть ради этого я хожу на работу. Не ради зарплаты.
Анастасия Барабаш:
- Но тренером вы наверняка не сразу стали...
Иван Ситников:
- Конечно, нет. Тренером нельзя стать за неделю, за год, за два. Это опыт, который каждый день, каждый день прибавляется к тебе. Я прихожу на работу, и я каждый день узнаю что-то новое.
Потому что наши животные, они точно такие же, как люди. То есть у них свои характеры, своя модель поведения, скажем так. Они холерики, сангвиники, они вот такие вот - всегда разные. И к каждому нужен подход.
Анастасия Барабаш:
- Вообще этому кто-то учит? У нас есть какая-то школа, где обучают на тренера дельфинов?
Иван Ситников:
- Смотрите, взять тысячу человек, которые прям вот хотят работать в дельфинарии. Они увидели дельфина и сказали: "О, я хочу вообще, вот это же лучшая работа на свете, я хочу работать". Они приходят, два-три дня, они привыкли уже к дельфинам. Но шоу и просто дельфина погладить - поверьте, это меньше, чем 10% всей нашей работы. Ты должен на работу прийти, не кофе сначала взять, попить, походить, побалдеть, как говорится, проснуться. Нет! Ты должен прийти посмотреть на всех животных, посмотреть на их состояние, как они провели ночь? То есть проконтролировать. Потом тебе надо нарезать рыбу, тебе надо эту рыбу с вечера приготовить, тебе нужно убрать вольеры, тебе надо все помыть, почистить. Ты постоянно занимаешься жизнеобеспечением своих подопечных. Вот так. В общем, кроме обучения и просто приятного времяпровождения рядом с этими животными, работы очень много. Очень много, очень. Она занимает большую часть нашей жизни. У нас бывает такое время, что мы просто утром проснулись, мы уже на работе, работа закончилась, мы уже легли спать, то есть и на личную жизнь тоже не сильно хватает времени. Это точно.
Анастасия Барабаш:
- Сколько всего животных в дельфинарии, пополняется ли дельфинарий?
Денис Козицкий:
- В этом году две малышки у нас родились. Рута - мама и Гела - мама. Получается, одной малышке у нас уже три с половиной месяца, другой полтора. То есть они в разнице в полтора месяца родились.
Об этом и многом другом в медиастудии ГТРК «Владивосток».