Инженерные войска на СВО идут впереди. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»
Представляем новый совместный проект официального сайта ГТРК "Владивосток" - "Вести:Приморье" и газеты Тихоокеанского флота России "Боевая вахта". На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.
Опережая штурмовиков
Инженерные войска идут первыми на поле боя, опережая даже штурмовиков. Расчищают дороги, оперативно выкапывают траншеи, хитро обманывают противника муляжами вместо техники, маскируют военные объекты, прокладывают мосты, обустраивают укрытия. Всё это блестяще делают они, военные инженеры. Без них невозможно продвинуться на переднем крае.
На учебной штурмовой полосе в бронемашине «Тигр» передовая группа инженерной разведки выдвигается к месту высадки и быстро спешивается, занимая назначенные командиром места. Это учебный штурм здания. Молодые бойцы отрабатывают разведку различных подходов, расчищают себе путь и захватывают строение. Каждый шаг - с учётом опыта в зоне специальной военной операции. И здесь на помощь молодым бойцам приходят опытные старшие товарищи. Каждый шаг, каждое движение сапёров при проведении инженерной разведки проходят при их участии.
Военнослужащие этого морского инженерного полка Тихоокеанского флота на СВО увидели всё вооружение стран НАТО. Командир отряда с позывным «Пионер» поделился своим опытом участия в специальной военной операции.
«Убыл зону СВО...»
- В зону СВО убыл в составе сводного отряда в распоряжение 155-й отдельной гвардейской ордена Жукова бригады морской пехоты в октябре 2022 года. Был я тогда заместителем командира, а позже уже стал командиром отряда. За участие в боевых действиях награждён орденом Мужества и другими государственными и ведомственными наградами.
Отряд выполняет задачи в составе легендарной 155-й отдельной гвардейской ордена Жукова бригады морской пехоты Тихоокеанского флота по нескольким видам задач инженерного обеспечения. Главное направление - это работа в составе сапёрных групп. Есть такой стереотип, что инженерно-сапёрные подразделения всегда выполняют свои задачи в специальных костюмах, это не совсем так. Глаза и опыт - главные помощники на линии боевого соприкосновения. Миноискатели, защитные костюмы используют уже при разминировании освобождённых территорий.
Наше подразделение выполняет задачи на южнодонецком направлении, в курском приграничье. Сапёрные группы работают в составе штурмовых отрядов, разведывательных подразделений. Делаем проходы в минных полях противника для наступательных действий наших войск, чистим дороги от военного мусора и различных заминированных сбросов с БпЛА противника.
Все виды мин и боеприпасов из стран НАТО
- Какие мины вам попадаются, в чём их различия?
- За время проведения СВО наши инженеры встретились практически со всеми видами мин и боеприпасов производства противника и стран НАТО. Ничего особенного в них нет, все боеприпасы схожи. Да, есть мины на самоликвидации, есть мины, рассчитанные на дистанционные подрывы. Опасение вызывают боеприпасы, оборудованные особыми чипами «Джоник», мы сталкивались с ними неоднократно.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, что такое «Джоник».
- «Джоник» - это такой специальный маленький прибор, работающий с помощью электромагнитного излучения. Когда человек с оружием или другими металлическими предметами приближается к боеприпасу на полтора-два метра, этот чип чувствует изменение магнитного поля и даёт команду на подрыв боеприпаса. Зачастую неонацисты используют такие мины в лесополках, где сложнее местность. Не всегда штурмовики могут их заметить, поэтому важно быть предельно внимательным.
- А какие самые опасные мины вам приходилось обезвреживать?
- На сегодняшний день это те противопехотные боеприпасы, которые сбрасываются с воздуха различными БпЛА противника. Это и КПТМ-3, которые управляются «Джониками», и КПУМы, и, соответственно, нашего советского образца ПФМ («лепесток»).
Поиск и ликвидация мин
- Как происходит процесс поиска и ликвидации таких мин?
- Как правило, мы их расстреливаем на месте или дистанционно подрываем накладным зарядом, но есть, конечно, нюансы в нашей работе. Каждому сапёру приходят на помощь особое чутьё и интуиция, опыт, который мы получили за время проведения СВО.
Невооружённым глазом опытный сапёр увидит любую мину, а мин, замаскированных под различные предметы, бесконечное множество. Чаще всего мины противник сбрасывает с воздуха «птичками», мы всё видим, эти места обследуем и зачищаем. Главное - это делать не спеша, вовремя принять правильное решение по уничтожению мины, утилизировать боеприпас.
- Находится ли время делиться с молодыми бойцами своим опытом здесь, на полигоне?
- Да, конечно же, делимся опытом обязательно. Мы обнаруживаем сегодня очень много иностранных боеприпасов на линии боевого соприкосновения, как правило, стран НАТО, обезвреживаем их и закладываем в свой музей. После чего у бойцов есть возможность увидеть такие образцы воочию. Инструкторы часто используют их на занятиях с новобранцами. А в зоне СВО у нас есть свои инструкторы, которые проводят доподготовку с прибывающими сапёрами более наглядно.
Гуманитарное разминирование
На освобождённых территориях мы проводим так называемое гуманитарное разминирование с использованием специальных защитных костюмов, миноискателей электронных станций, аппаратуры и робототехнических комплексов. Важно, чтобы мирная жизнь поскорее вернулась на территории Новороссии. Ну а непосредственно на линии боевого соприкосновения работаем только глазами, особым своим сапёрным нюхом. Если позволяет время, проводим инженерную разведку с использованием инженерной специальной техники, БпЛА. Наши сапёры поднимают в воздух «птички», осматривают местность при обнаружении «минных шлагбаумов». На нашем профессиональном языке - признаки постановки минных полей. Все полученные с воздуха данные обрабатываются, после чего ставится задача, и отряд выдвигается на обезвреживание минного участка.
Один из эпизодов моего боевого опыта связан с получением приказа о выдвижении к населённому пункту Новомихайловка для проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях противника. Это было необходимо для обеспечения действий наших штурмовых групп с использованием бронетехники.
Как справиться с плотным минированием?
Когда наша группа практически выполнила поставленную задачу, мы попали под плотный миномётный и артиллерийский обстрел. Противник активно использовал различные БпЛА, оказывая на нас сильное огневое давление. В условиях интенсивного огневого воздействия сапёры оказались в засаде. Мы пытались найти укрытие, но ситуация оставалась крайне сложной.
С большим трудом нам удалось эвакуировать раненых. К счастью, нас поддержали передовые штурмовые отряды. Несмотря на все трудности, задача была выполнена - в тот день Новомихайловка стала нашей территорией.
В целом могу отметить, что количество мин на каждом участке всегда разное. Иногда при зачистке сельскохозяйственных полей мы сталкивались с очень плотным минированием, созданным для предотвращения наступления наших войск. В некоторых случаях удавалось снять до 50-60 мин. Плотность была через каждые 4-5 метров в 2-3 ряда в шахматном порядке.
- Какими качествами должен обладать сапёр?
- Зоркость, внимательность и умение наблюдать - важнейшие качества сапёра. Он всегда и везде обязан принимать правильные решения, в любой сложившейся ситуации, поскольку обстановка может меняться каждую минуту. Эти качества необходимы каждому военнослужащему, выполняющему задачи в зоне СВО.
Ильдус Гилязутдинов., "Боевая вахта".