Эти экспонаты нельзя увидеть даже в Москве. Интервью
С 19 апреля по 15 июня в Приморской государственной картинной галерее проходит выставка «От Возрождения до Модерна. Шедевры художественного серебра из собрания Государственного исторического музея». Впервые зрители смогут увидеть редкие предметы декоративно-прикладного искусства, созданные мастерами различных эпох, включая эпоху Возрождения, барокко, классицизм и модерн.
В студии - Ника Олешкевич.
Гость - Елена Клымюк, научный сотрудник выставочного отдела Приморской государственной картинной галереи, искусствовед.
Коллекция западноевропейского художественного серебра
Ника Олешкевич:
- Сегодня мы с вами здесь собрались по случаю выставки "От возрождения до модерна. Шедевры художественного серебра из собрания Государственного исторического музея". Выставка является первой попыткой монографического показа уникальных памятников коллекции западноевропейского художественного серебра аж с XVI по XX век. Расскажите, пожалуйста, Елена Викторовна, какие масштабы нас ждут?
Елена Клымюк:
- Масштабы совершенно удивительные, потому что, во-первых, эти предметы нельзя увидеть даже в Москве. Вы придёте, чтобы в постоянной экспозиции Государственного исторического музея, а адрес у них Красная площадь, дом 1, увидеть то, что у нас есть сейчас в Приморской картинной галерее в Парадном зале. Но нет, всё это хранится в запасниках. Дело в том, что ни один музей не может выставить всю свою коллекцию сразу. Это просто невозможно, потому что, если музейное собрание состоит из миллионов экспонатов, то для постоянной экспозиции делается строжайший отбор, выделяются какие-то высокие точки, которые необходимо показать.
Пладеменаж и кубок
Ника Олешкевич:
- На выставках, как правило, бывает какой-то центральный экспонат или несколько центральных. В вашем случае так?
Елена Клымюк:
- Не совсем так. Дело в том, что значимость — это очень условное понятие. Ну, например, у нас есть, скажем так, самый ранний или самый старый предмет в экспозиции — это кубок конца XVI века. Считать ли его главным? Это эпоха Возрождения - позднее Возрождение. Или, например, такое вот чудо, как «пладеменаж». Вы не слышали этого слова?
Ника Олешкевич:
- Не слышала...
Елена Клымюк:
- Честно говоря, до этой выставки я тоже не сталкивалась с таким понятием, но, тем не менее, оказывается, это вот такой многосоставный предмет сервировки, когда есть основная ваза, и с помощью кронштейнов к ней могут крепиться подсвечники, соусники, ёмкости для сахарной пудры, соли, перца, какие-то дополнительные еще моменты. Вообще, оказывается, в этом предмете 40 элементов, но все вместе они никогда не собираются. Всё строго под какую-то задачу. Нам привезли только половину набора. Ну, и это стоит увидеть! Кстати, это эпоха рококо.
Ника Олешкевич:
-Вы описали так интересно, а я думаю, какая же еще эпоха кроме рококо способна такое удивительное создать?
Елена Клымюк:
-Есть самый, например, тяжелый предмет из серебра. Это миска. Она относится к эпохе классицизма. И, скорее всего, кто-то из рода Паскевичей - нашего российского высокого рода, владел этим предметом. А вещь очень удивительная. Ведь что такое для нас миска? Это глубокая тарелочка, может быть металлическая или пластиковая. А тут большая овальная серебряная миска, которую несут на своих плечах две крылатые девы. И там серебра очень и очень много. Но вот тоже, что считать более ценным?
Ника Олешкевич:
- Что-то большое, самое большое или самое тяжелое или самое старое...
Елена Клымюк:
-Ну, или, может быть, у кого-то есть предпочтение по стилям. Кому-то нравится эпоха барокко. Вот в той секции нашей экспозиции, где представлены предметы из этого времени, моей любовью является большая кружка. Там, наверное, литра два с половиной воды точно войдет, но самое главное не это. Тулово кружки сплошь покрыто изображениями плодов самых разнообразных. И это все настолько пышно, настолько красиво, настолько совершенно бесподобно... Крышка тоже украшена.
И кружка стоит на трех ножках шариках, которые сами изображены как то ли раскрывающийся плод граната, то ли что-то подобное. Но это головоломка для ботаника на самом деле, потому что в ту эпоху любили фантазировать на эту тему, с одной стороны, а с другой стороны, оказывается, очень многое изменилось. И вот нечто растительное изображено на одном из бочков, то ли это баклажан, то ли это груша, то ли это тыковка. Догадаться очень сложно, но все это очень-очень красиво и очень изящно.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».