Что мешает решить проблему пляжного мусора в Приморье? Интервью

Высокий туристический сезон в Приморском крае обернулся серьезной проблемой загрязнения побережий — горы мусора и загрязненные сточные воды угрожают экологии региона. Кто несет ответственность за поддержание чистоты и порядка на курортах, выясним в нашем материале.

В студии Юрий Нурмухаметов.

Гость: Александр Захаров, Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор.

Юрий Нурмухаметов:

- Добрый день, уважаемые телезрители и радиослушатели! В студии ГТРК "Владивосток" Юрий Нурмухаметов. У меня в гостях Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор Александр Васильевич Захаров. Сегодня мы поговорим о важных вопросах, связанных с высоким туристическим сезоном. Каждый год летом возникают серьезные проблемы: огромные объемы мусора, оставленного отдыхающими, а также попадание различных стоков, включая канализационные и ливневые, в прибрежные воды. Выясним, кто отвечает за борьбу с этими проблемами и обеспечение чистоты и порядка на территории нашего региона. Александр Васильевич, добрый день!

Александр Захаров:

- Добрый день!

Юрий Нурмухаметов:

- Рад вас видеть снова! Мы встречались весной, и вы отметили, что перед нами стоят действительно важные задачи. Прежде всего, речь идет о двух ключевых проблемах: накопление мусора и загрязнение водоемов различными видами стоков, включая канализационные и дождевые. Сейчас разгар пляжного сезона, и регион принимает огромное количество гостей — сотни тысяч, даже больше миллиона, согласно отчетам Министерства туризма. Давайте обсудим, как решается вопрос утилизации мусора и поддержания чистоты на наших территориях.

Александр Захаров:

- К сожалению, проблема обращения с твердыми коммунальными отходами остается актуальной. Она касается всех аспектов: размещения отходов на полигонах, их транспортировки и особенно остро проявляется в начале туристического сезона. Ведь приток большого числа отдыхающих значительно увеличивает антропогенную нагрузку на окружающую среду, усложняя даже процесс простого вывоза мусора, не говоря уже о его захоронении. Эта ситуация требует постоянного реагирования, и мы стараемся оперативно решать возникающие трудности. Важно отметить, что существующая инфраструктура по переработке твердых коммунальных отходов в Приморье недостаточно развита. Сейчас в регионе действует лишь 14 полигонов, причем десять из них практически исчерпали свою вместимость.

Юрий Нурмухаметов:

- Четыре работают в нормальном режиме, остальные, наверное, в режиме ЧС?

Александр Захаров:

- По сути, некоторые полигоны уже практически исчерпали возможности для дальнейшего приема отходов. Поэтому мы своевременно реагировали на сложившуюся ситуацию: ранее уже вводили меры воздействия в адрес Министерства ЖКХ Приморского края, а Амурский природоохранный прокурор направил соответствующее представление губернатору региона. После нашей инициативы была разработана специальная программа действий ("дорожная карта"), предполагающая постепенное создание восьми новых полигонов. Процесс организации инфраструктуры довольно длительный и завершится ориентировочно к 2028 году.

Юрий Нурмухаметов:

- Мусор, он здесь и сейчас. Как вообще происходит мониторинг? Вы следите за какими-нибудь соцсетями, поступают ли обращения? Вот звонит человек и говорит: «Здравствуйте, я увидел на берегу одного из пляжей целую гору мусора». Затем вы выясняете, чья это земля, какое лицо или организация ответственно за неё — будь то муниципальные органы или ведомственное учреждение. Далее вы отправляетесь на проверку, привлекаете специалистов Роспотребнадзора, разбираетесь и готовите соответствующие бумаги. Такова реакция органов прокуратуры?

Александр Захаров:

- Да, вы абсолютно верно сказали. Источников поступления информации у нас несколько: помимо текущего надзора, регулярно поступают обращения граждан — как письменные, так и устные. Дополнительно проводим мониторинг местных средств массовой информации, ведь в Приморье их немало: различные онлайн-ресурсы, Telegram-каналы и прочие медиа. Этот мониторинг я осуществляю лично, и каждый подобный сигнал вызывает нашу реакцию. То есть сразу же подключаем необходимые контролирующие структуры, чтобы обеспечить оперативное реагирование и ликвидацию нарушений.

Говоря о площадках для сбора твердых коммунальных отходов, отметим, что мы инициировали целый ряд судебных исков. Благодаря нашему вмешательству создано около 50 таких площадок, однако этого пока недостаточно. Еще остаются невыполненными решения судов по созданию примерно 15 площадок, и мы продолжаем держать данную ситуацию под контролем.

Юрий Нурмухаметов:

- Получается, сейчас 15 исков от вас ушло в суды. И вы контролируете?

Александр Захаров:

- Верно, мы ведём постоянный контроль над процессом реализации необходимых мероприятий. Для создания площадок требуется проведение ряда процедур: сначала выбирается подходящий участок, затем организуется закупка необходимого оборудования и так далее. Все эти этапы находятся под пристальным вниманием прокуратуры, чтобы избежать задержек и эффективно организовать работу.

Юрий Нурмухаметов:

- Недавно прочитал новость о том, что в Хасанском районе ликвидировали крупную свалку объемом 17 тонн. Там сообщалось, что прокуратура внесла представление Министерству туризма Приморского края, после чего оно заключило договор на работы.

Возникает вопрос: почему инициативу проявило региональное Министерство туризма, а не администрация района? Получается, что хотя это территориально зона ответственности Хасанского района, проблему пришлось решать на краевом уровне. Интересно разобраться, почему местная власть допустила такую ситуацию и не справилась самостоятельно?

Александр Захаров:

Это территория особо охраняемая, труднодоступная, имеет региональное значение, значит, находится в компетенции органов власти регионального уровня.

Юрий Нурмухаметов:

- Как быстро должностные лица обязаны отреагировать на ваше представление? Есть ли конкретные сроки, которые вы рекомендуем соблюдать чиновникам, ответственных за территорию? Скажем, неделя, месяц или год?

Александр Захаров:

- Закон чётко устанавливает сроки рассмотрения представлений, вносимых прокуратурой. Органы власти имеют ровно один месяц на изучение материалов и принятие конкретных мер по устранению обнаруженных нарушений. Эти временные рамки определены нормативными актами и обязательны к исполнению. Если указанные меры не предпринимаются в установленный срок, прокуратура вправе обратиться в судебные инстанции с требованием принудительного исполнения обязательств.

При рассмотрении дела судом учитываются сложность конкретной проблемы и объем требуемого финансирования. Иногда назначается короткий срок для добровольного исполнения, иногда сроки устанавливаются гораздо длиннее — вплоть до нескольких лет. Такие длительные периоды обычно отводятся для решения крупных инфраструктурных задач вроде рекультивации старых свалок, создания современных полигонов для хранения твёрдых бытовых отходов или обустройства эффективных сооружений для очистки сточных вод.

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]