Профессионализм и мужество бойцов «Востока» помогают преодолевать оборону неприятеля. Совместный проект «Вести: Приморье» и «Боевой вахты
Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.
Освобождение территорий и зачистка населённых пунктов — это сложнейшая работа, которую выполняют бойцы штурмовых подразделений группировки войск «Восток». Решительные действия этих военнослужащих на передовой линии ежедневно приближают выполнение поставленных задач. Мужество, профессионализм и личная доблесть являются фундаментом, на котором держится успех каждого наступления.
Рядовой «Морис», стрелок штурмового подразделения 5-й общевойсковой армии, находится в зоне боевых действий уже более полугода. За это время военнослужащий прошёл путь от новобранца до опытного бойца, за плечами которого — успешно завершённые операции по зачистке лесных массивов и освобождению населённых пунктов. Решение подписать контракт и встать в ряды защитников Отечества было принято «Морисом» добровольно. Мотивацией послужило не только глубокое чувство долга, но и пример товарищей, друзей и знакомых.
Путь к передовой начался задолго до первых выстрелов в реальном бою — на учебных полигонах. Подготовка — это школа, не терпящая слабости. Первоначально тренировки, которые проводили инструкторы и командиры, казались бойцам излишне жёсткими и невыносимо требовательными. Интенсивная отработка с полной боевой выкладкой была нормой, а вес снаряжения и боекомплекта, достигал 15–20 килограммов. «Неподготовленный человек, пройдя с этим рюкзаком один день, начинает испытывать боль в спине», — вспоминает «Морис». Осознание, для чего они это делали, пришло лишь после прибытия на линию боевого соприкосновения. Каждый лишний грамм веса, каждое отработанное движение были залогом выживания. «Сначала кажется, что командиры издеваются, когда заставляют тащить столько килограммов сутки напролёт. Это было сложно. Но на передовой ты понимаешь, что эти 10–15 килограммов — твоя жизнь, это вода, это патроны. А жёсткость инструкторов — чтобы ты в бою не растерялся и всё сделал на автомате. Там просто нет времени думать, только действовать», — отмечает «Морис».
Инструкторы доводили действия штурмовиков до автоматизма, используя максимально реалистичные методы. Перед выдвижением на штурм учебных окопов или зачистку условного пункта командиры заранее размещали имитационные взрывные «сюрпризы» и мины. Требовалось научить бойцов не просто смотреть под ноги, но и выявлять малейшие нетипичные изменения в ландшафте, которые могли указывать на взрывное заграждение.
Серьёзное внимание уделялось борьбе с беспилотниками. Операторы БпЛА специально атаковали группы с помощью FPV-дронов, чтобы имитировать внезапный удар. Военнослужащим требовалось мгновенно реагировать, сразу доложить о «птичке» и, не мешкая, поразить её огнём. Всё это делалось для того, чтобы в реальном бою не было растерянности.
Весь накопленный на полигоне опыт пригодился во время одной из недавних боевых задач — захода в населённый пункт Новоуспеновское. Наступление осложнялось погодными условиями: стоял туман, шёл небольшой осенний дождь. Парадоксально, но то, что обычному человеку кажется помехой, стало тактическим преимуществом для штурмовиков. Непогода резко ограничивала возможности противника по использованию разведывательных и ударных дронов. Продвижение осуществлялось через туман, который, словно невидимый щит, прикрывал штурмовые группы. Бойцы смогли продвинуться вперёд, не опасаясь массированных атак FPV-дронов. Враг не выдерживал натиска и в стрелковый бой не вступал, предпочитая отступление. На подходе к деревне штурмовики сталкивались с первыми огневыми точками. Военнослужащим ВСУ, засевшим в этих опорных пунктах, традиционно предлагали сдаться. Те, кто отказывался и открывал огонь, были оперативно уничтожены. «В такую погоду у них „глаза“ слепнут — дроны не видят. Мы продвигаемся вперёд, они не могут нас увидеть и точно сбросить боеприпас. Мы идём и давим. А если отказываются сдаться, то выбор за ними», — говорит военнослужащий.
По мере зачистки основных опорных пунктов в самом Новоуспеновском стало очевидно, что большая часть вэсэушников просто сбежала. Это подтверждалось многочисленными свидетельствами. На позициях оставались личные вещи, запасы еды и воды, а также индивидуальная бронезащита, которую противник скидывал для облегчения бегства. Также было найдено трофейное вооружение западного производства, гранаты и мины. Самое красноречивое свидетельство паники было обнаружено в глубоком блиндаже на окраине. Там были брошены детали для FPV-дронов. Неонацисты пытались спасти себе жизнь, поэтому приходилось бросать даже дорогостоящее высокотехнологичное оборудование, включая комплектующие от своих операторских точек БпЛА.
Пытаясь остановить стремительное наступление, противник активно насыщал местность взрывными заграждениями. Враг изощряется в создании ловушек. Для маскировки используются все доступные средства, от 3D-печати, позволяющей создать устройства, неотличимые от рельефа, до природных материалов. В осенний период мины-ловушки, которые бойцы называют «помадками», прячутся под опавшей листвой, закатываются в полые брёвна или маскируются под обычный мусор. Эта хитрость рассчитана на невнимательность. «Когда видишь недоеденный паёк или оставленное имущество, понимаешь: они не хотят воевать, они бегут. Но расслабляться нельзя. Они компенсируют это изощрёнными ловушками. Нам объясняли, как отличать маскировку, как видеть то, что лежит неестественно», — говорит боец.
Спустя более чем полгода на передовой «Морис» обладает бесценным боевым опытом. Сейчас, несмотря на выполнение задач, военнослужащий старается активно передать все свои навыки тем, кто только прибывает в зону СВО. «Морис» делится знаниями о тактике противника, особенностях минно-взрывной опасности и методах борьбы с дронами.
В заключение своего рассказал боец особо отметил роль командования, которое постоянно поддерживало связь и помогало на передовой. «В первую очередь хотелось бы поблагодарить наше командование. Связь поддерживалась постоянно. Всё, чему нас учили на полигоне, сработало. Командиры подсказывали, вели. Это позволило нам не только выполнить задачу, но и сохранить личный состав. Да, были незначительные ранения, осколки, но все вернулись обратно. Только благодаря этому и силе духа мы продвигаемся, русские не сдаются», — резюмирует воин.
Действия военнослужащих штурмовых подразделений группировки войск «Восток» являются примером мужества и высокого воинского мастерства. Штурмовики продолжают двигаться вперёд, невзирая ни на что.
Егор ПАУКОВ.
Фото автора.