«Кизляк» и «Чуб»: мы заставляем их бояться собственной тени. Совместный проект «Вести: Приморье» и «Боевой вахты
Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.
Военнослужащие группировки войск «Восток» продолжают успешно продвигаться в глубину обороны противника на запорожском направлении. Для срыва ротации личного состава и подвоза боеприпасов украинским формированиям применяются не только классические артиллерийские удары, но и тактика дистанционного минирования местности. Расчёты беспилотной авиации войск беспилотных систем делают основные и запасные маршруты снабжения непроходимыми.
Операторы БпЛА создают ловушки в глубоком тылу, где противник их совершенно не ждёт. Таким специалистом является военнослужащий с позывным «Кизляк». Он один из тех профессионалов, кто превращает тыловые дороги врага в минное поле.
Пункт управления этого расчёта оборудован в подвале частично уцелевшего деревенского дома. Здесь нет лишних вещей и бытового комфорта. Пространство организовано максимально прагматично для непрерывной боевой работы. Вдоль бетонных стен тянутся чёрные провода к генератору, который глухо рокочет где-то наверху. В углу монотонно гудят зарядные станции. В воздухе висит плотный и узнаваемый запах канифоли и нагретого пластика. Техника здесь работает на износ и практически не выключается. На широком столе перед «Кизляком» в строгом порядке разложены инструменты, запасные аккумуляторы, мотки изоленты и комплектующие для срочного ремонта.
Он сидит перед монитором и внимательно проверяет качество видеосигнала на разных частотах. Рядом с ним трудится инженер с позывным «Чуб». Задача этого военнослужащего заключается в обеспечении бесперебойного процесса взлётов. Пока оператор настраивает шлем, инженер готовит «птицу» к очередному полёту. В руках инженера находится FPV-дрон. Этот БпЛА был специально переоборудован в мастерских под систему сброса мощных инженерных боеприпасов.
«Работаем по тропам, противник пытается проскакивать через посадки. Наша задача — не дать ему расслабиться. Мы не гоняемся за каждой машиной, мы делаем так, чтобы они сами нашли свой „подарок“, — коротко поясняет специфику „Кизляк“.
Тактика данного расчёта строится на выдержке и хитрости. Дроны не атакуют бронетехнику в лоб. Они скрытно уходят в тыл врага. Цель полёта заключается в установке «сюрприза» на наезженной колее. Информацию о маршрутах даёт воздушная разведка. «Кизляк» получает от разведчиков координаты точки, где именно противник накатал новую дорогу через поле. В этом квадрате нужно незаметно установить минное заграждение.
«Чуб» аккуратно и быстро крепит к пластиковому днищу дрона массивный заряд. Вес боеприпаса приличный. Дрон с такой нагрузкой будет тяжёлым и инертным в управлении. Инженер бережно выносит снаряжённый аппарат на точку взлёта у выхода из подвала. Происходит простой короткий кивок. «Кизляк» надевает FPV-шлем и берёт пульт.
Тяжёлый дрон с надрывным гудением отрывается от земли. Оператор ведёт его предельно аккуратно. Он физически чувствует инерцию груза на кончиках стиков. Лишний резкий манёвр может привести к сваливанию, после чего «птица» потеряет высоту и разобьётся вместе с опасным грузом. На экране в шлеме мелькает смазанная серая полоса лесопосадки.
«Работать с гружёным дроном сложно — он ведёт себя иначе. Нужно зависнуть над точкой, сбросить мину точно в колею и сразу уходить. Как только груз ушёл, дрон подпрыгивает, становится лёгким, тут нужно успеть его подхватить», — комментирует оператор уже после возвращения на базу.
В эфире тишина. «Кизляк» сосредоточен. Спустя время он коротко докладывает о сбросе. «Посылка» доставлена по адресу. Теперь на одной из неприметных грунтовых дорог лежит замаскированная мина. Именно по этому пути военнослужащие ВСУ привыкли возить боекомплект на передовую по ночам. Дрон возвращается налегке. «Чуб» ловит его буквально на входе в укрытие.
Эффективность этой тяжёлой работы подтверждается далеко не сразу. Иногда проходят томительные часы ожидания, прежде чем оставленная ловушка сработает. Ближе к вечеру в подвале оживает рация. Соседнее подразделение разведки БпЛА выходит на связь. Докладывают, что в указанном районе виден густой чёрным дым и слышен звук детонации. Пикап с личным составом ВСУ пытался проскочить участок и наехал на оставленный «сюрприз». «Они думали, что проскочат, но мы оказались быстрее», — спокойно констатирует «Кизляк», потирая уставшие глаза.
Подорванная машина на узкой полевой дороге создаёт колоссальные проблемы. В итоге это не только потеря одной единицы техники. Это паника среди уцелевших и острая необходимость искать другой путь объезда. Новая дорога тоже может быть заминирована. Логистика врага на данном конкретном участке встаёт намертво. Подвоз снарядов прекращается. Эвакуация раненых становится невозможной.
«Мы заставляем их бояться собственной тени», — добавляет «Кизляк», пока «Чуб» ставит вернувшийся дрон на своё место.
Оператор БпЛА снова садится за стол. «Кизляк» отмечает на карте заминированные за сутки дороги. Завтра тактика может кардинально поменяться. Если враг перестанет ездить здесь, расчёт будет искать новые тропы и лазейки. Это сложная интеллектуальная игра. В этом противостоянии проигравшая сторона теряет технику и людей, а выигравшая — обеспечивает успех наступления.
Для штурмовых групп работа «Кизляка» имеет решающее значение, после неё на переднем крае они чувствуют себя увереннее. Безопасность флангов обеспечена дистанционно. Если к противнику не приедет подкрепление и вовремя не привезут ящики с боеприпасами, выбить его с укреплённых позиций будет значительно проще.
Расчёты БпЛА войск беспилотных систем группировки войск «Восток» продолжают методично наносить удары по системе снабжения ВСУ на переднем крае. Каждый выезд украинских боевиков превращается в опасную лотерею с предсказуемым финалом. «Кизляк» снова надевает FPV-шлем. Работа продолжается до тех пор, пока все поставленные задачи не будут выполнены.
Дмитрий ГУНИН.
Фото автора.