Настоящий полковник: Сергею Кондратенко - 70. Спецрепортаж Ольги Катренко

«Не генерал, не министр, не журналист» — так сказано в предисловии об авторе одной из самых честных документальных книг о Чеченской войне. И этот человек — наш земляк, офицер-тихоокеанец Сергей Кондратенко. О нём с особой теплотой вспоминаем каждый раз, когда возвращаемся к истории Солдата. Владивостокский мальчишка, Володя Цибульский, приписал себе год, чтобы попасть на фронт. И в 42-м без вести пропал под Воронежем. Председатель Совета ветеранов Владивостока сделал все, чтобы герой-дальневосточник нашёл покой на родной земле. Сегодня Сергею Кондратенко — 70. Пусть скромным подарком ко Дню рождения полковнику в отставке будет наш специальный репортаж.

Это было знакомство на долгие годы, хотя и без особо частых встреч. Сергей Константинович никогда не зовёт, мол, приезжайте, надо снять, показать, рассказать.  Но и в комментарии не откажет. По делу. На этот раз, мы прямо к нему. Чтобы перелистать рабочий блокнот, рассмотреть семь фотопортретов, сжато, в них —  путь русского офицера от курсанта военного училища в Благовещенске до заместителя командира дивизии морской пехоты. Поймать его улыбку, услышать ответы на простые вопросы о том, например, что считает главным своим достижением… Абстрагируясь от общечеловеческого, любовь, дети, дом, дерево, не касаясь военной карьеры.

Сергей Кондратенко, председатель Совета ветеранов Владивостока: «Я горжусь тем, что  удалось открыть памятник погибшим в локальных войнах. Такого, как в Приморье, нет больше нигде».

Каюсь, никогда близко не подходила к монументу в памятные дни, когда у солдата и стелы собираются люди. Но теперь вчитываюсь. Эти строчки материнских писем, признания в любви их сыновей. Сколько лет прошло, а война – по сердцу ножом. И каждое слово — слеза... В Чечне он воевал, но умел убеждать врага и словом. Чтобы вернуть из плена отцов и сыновей. 

«Красноармеец Цибульский Владимир Захарович завершил свой жизненный путь...».

Худенький мальчишка 17-ти лет с Ленинской улицы. Мы так и не нашли родных Володи Цибульского, но о храбрости его, о гибели в момент воронежской операции августа 42-го знают все, кто следил за душещипательной историей в репортажах программы «Вести:Приморье». Поисковики нашли на бровке поля, у деревни Скляево, пробитую осколками каску и солдатский медальон, а в нём письмо родным, во Владивосток.

Леонид Бащев, поисковик, читает записку: «И чтобы человек вот так написал... Нет, наверняка, его родителей, может единицы дожили до этого времени из друзей и одноклассников. А он жив, чтобы услышали это…».

Адреса, почтамты, военкоматы, запросы. Ольга Панченко (Цыбульская), однофамилица, но Володя пять лет как родной для неё. И когда стало ясно, что некому забрать его косточки из Воронежа, она отправилась к Сергею Кондратенко, а мы — прямо в мэрию. Низкий поклон всем, кто тогда помог.

Ольга Панченко, инициатор поисков родных солдата: «Найти людей, организовать, установить… Он всё это пропускает через себя… И поздравление...».

Ждёт гостей. Обещали заглянуть морские пехотинцы, проверяет записи, как говорит, армейского блокнота — пухлый ежедневник. Русский офицер не может  упустить ни единой мелочи. Таким был его отец, фронтовик, танкист. И мама, прошедшая войну в полевой артиллерии. Полковник Кондратенко, конечно, хотел бы, чтобы таким же рос и внук-студент: всё успевал, ничего не забывал. Напоминает наследнику иногда, с фирменной своей улыбкой...

«А вот записывай всё, что есть у тебя, и будет нормально».

И в собственный день рождения, подарок делает гостье. Обещаю прочесть от корки до корки…

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.