Выставка памяти Геннадия Омельченко открылась в галерее «Арка». Видеорепортаж Оксаны Данилюк
Его называли - «патриарх приморского авангарда». Геннадий Омельченко, Почетный житель города Находка и первый председатель Находкинского Союза художников, готовил свою юбилейную выставку в галерее современного искусства «Арка». Она открылась уже без него, открывая его искусство новым зрителям.
Эта выставка планировалась как юбилейная. А вернисаж - прозвучал как прощальные аплодисменты артисту. «Артист», кстати, переводится с английского как «художник». От слова «Арт» - человек искусства. Геннадия Омельченко не стало в феврале. А 5 мая ему исполнилось бы 85.
Юрий Платонов, художник: «Вот как в прошлом году несколько 85-летних актеров ушло подряд просто. Такой возраст — на грани».
Сергей Слепов, художник: «Пока работы есть — прощания нет. И работы прекрасные, присутствие автора зримо!».
Присутствие автора - не только на автопортрете. Одна из последних работ, «Мост», напоминает кадр из фильма «Ностальгия» Тарковского, где герой пытается пронести зажженную свечу по дну высохшего источника. Огонь своего творчества Геннадий Омельченко поддерживал неустанно. Его самого поддерживала жена, музыкант. Говорит, когда муж занялся авангардом, она дважды падала в обморок в его мастерской. Но пыталась понять, внимала объяснениям и в 62 года сама начала рисовать.
Лидия Омельченко, вдова художника: «Он всю жизнь двигался. Начинал с реализма. Вот 70-й год. Медсестры, тяжелый труд, они меня выходили. Я была в тяжелом состоянии, родила девочку и выходили. Вот здесь я в таких колпаках ходили раньше медсестры, накрахмаленные туго. Он умел все. Потому что он был талантливый, трудолюбивый! Художнику мало иметь талант, нужно быть трудолюбивым. Даже есть 14 заповедей — чтоб стать великим. Но он говорит — я никогда не дотягивал до 14. Я дотягивал до 12-ти».
Они всегда с любовью отзывались друг о друге. Прожили вместе больше 50 лет, дождались правнуков. Сын помогал Лидии Александровне везти картины на эту выставку из Находки. А дома она теперь хочет сделать музей мужа. О том, как Геннадий Алексеевич, достигнув результатов в одном, самозабвенно погружался в новое.
Ольга Зотова, искусствовед: «Вот его ранние работы, эстампы, цветная печать. Они удивительны. Это и рисунок, и реалистическое отражение жизни. И поняв, что надо развиваться дальше, он шел за тем, что его влекло. Это форма, цвет, ощущение, потому что любая абстракция — это то, что связано с внутренним ощущением. И, когда человек приходит в зал, он чувствует эту энергию. Он когда-нибудь научается понимать, что это искусство».
Александр Баранов, зритель: «Искусство оно ведь не про возраст, а про чувственность. То есть человек отражает свои эмоции и свои умозаключения. И, конечно, это не связано с возрастом, а с человеком. Т.е. если считать по работам, человек мне кажется очень интересным, глубоким. И в беседе, мне кажется, мы с ним найдем общие темы. Поэтому мне очень нравится».
И даже не хочется поправлять молодого человека. «Найдем общие темы». Конечно, ведь даже уходя из жизни, художник продолжает диалог со зрителем в своих полотнах. Вот так скрестились два строя, две эпохи в работе под названием «СССР».
Наталья Левданская, замдиректора Приморской государственной картинной галереи: «Я помню, как мы с ним в 92-м году первый раз попали в Японию, как он восхищался, как у них все устроено, внимательно осматривал выставки — японцев, корейцев, китайцев, как интересно оценивал, как мы смотримся на фоне других. Это было первое открытие. Потом в 99-м попали туда. И по стране поездили. Большой человек, большой художник. Жаль, что в Находке это не совсем понимают и правильно оценивают. И мы должны во Владивостоке сделать все, чтобы он получил достойную оценку — как человек, как художник, и как творец».
Геннадий Омельченко – философ, который не боялся экспериментировать. Неутомимый художник, оставивший огромное наследие. «В постоянном поиске истины» - выставка мастера в галерее «Арка» будет открыта до 8 мая.