Приморцев призвали поддержать петицию о развитии в России фудшеринга. Спецрепортаж Елизаветы Немчиновой

Приморцев призвали поддержать петицию о развитии в России фудшеринга — передачи нереализованной продукции на благотворительность. Согласно исследованиям активистов, из-за налоговых барьеров бизнесу выгоднее утилизировать еду, в связи с чем годные к потреблению продукты оказываются на мусорных полигонах. Что такое «фудшеринг» и существует ли он во Владивостоке?

Разбиралась Елизавета Немчинова.

Борьба за экологию начинается с полок на собственной кухне. Ревизию продуктов Мария проводит каждый день, внимательно изучая сроки годности.

Ненужные, однако все еще пригодные к пище продукты, хозяйка не спешит выбрасывать. Ведь есть желающие забрать даром кунжутную пасту и тайский соус.

Мария Прус, основатель сообщества @foodsharing.vl: «...выброшенные продукты они же не разлагаются, как многие думают, они отправляются на полигон и смешиваются со всем остальным мусором, который производит каждый житель нашего города. И уже там он лежит месяцами на полигоне, происходят взрывы, выделяется метан».

Чтобы неравнодушные могли делиться продуктами во Владивостоке, Мария создала сообщество в инстаграм foodsharing.vl. В объявлениях попадаются варенье, кофе, чаи, крупы. Обязательное условие публикации — наличие описания продукта и фотографии срока годности.

Проект foodsharing.vl пока что единственный на Дальнем Востоке. Если в Центральной России с перепотреблением борются сотни тысяч человек, во Владивостоке жители только начинают знакомиться с новым явлением.

Анна Долбыш, жительница Владивостока: «Я отдавала набор для приготовления кексов, тоже достаточно быстро соориентировались и забрали. Был уже такой опыт. Первый раз забираю и первый раз отдавала».

Мы опросили случайных прохожих. О фудшеринге знают единицы.

Согласно исследованию Российской ассоциации электронных коммуникаций, за 2020 год в отходы пошло 17 млн тонн продовольствия. А тем временем промышленный фудшеринг – это инструмент борьбы с бедностью.

Мария Прус, основатель сообщества @foodsharing.vl: «Пока что во Владивостоке работает только социальный фудшеринг, пока что мы на благотворительность никому не отдаем, потому что нет такого большого объема».

Мария и рада бы вывести проект на новый уровень — партнеров найти не получается. Кофейням и ресторанам проще выбросить невостребованные продукты. Например, хлебобулочные изделия считаются скоропортящимся товаром. Не распроданные к концу дня пироги пекарне приходится утилизировать по закону.

Наталья Лаевская, директор пироговой «Баба Тома»: «...мы старались в детские дома отдать, отдать мало обеспеченным людям, у нас забирали в церковь какие-то варианты, но в общем и целом получилось так, что город абсолютно не приспособлен к такой продукции, то есть реально как такого сбыта нет, и мы вынуждены были этот товар выкидывать. Жалко, но девать некуда».

Сейчас оставшуюся в конце дня выпечку забирает персонал пироговой. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга во Владивостоке нет футшеринговых фондов. Потому малый бизнес нереализованные продукты утилизирует. Крупные сети планируют закупку так, чтобы весь товар продавался по максимуму.

В крупных супермаркетах Владивостока сниженные цены на товары с истекающим сроком — скорее редкость. Магазин делает акцию на продукт, если только заранее договорился об этом с поставщиком: в таком случае партия определенного товара закупается отдельно.

Сыдып Бальдруев, аспирант РАНХиГС при президенте РФ: «У фудшеринга существует ряд проблем, особенно в законодательстве Рроссийской Федерации. Конкретно при передаче продукции фудшеринговому оператору — какому-то благотворительному фонду, государство облагает это налогом».

По Налоговому кодексу Российской Федерации, передача продукции является реализацией. Производитель обязан заплатить до 20 процентов налог НДС.

Поскольку, организации часто не могут распродать излишки, то они вынуждены эту продукцию утилизировать, что полагается по законодательству, но это, к сожалению, еда – вкусная, свежая и еще с не истекшим сроком годности — комментирует - Евгений Васеев, управляющий партнер проп-трейдинговой компании Vataga, MBA - Управление проектами на финансовых рынках.

А тем временем налоговые льготы по передаче товаров в благотворительных целях уже реализованы в десятках европейских стран. Таких как Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция и Франция.

Активисты фонда продовольствия «Русь» создали петицию, цель которой - внести изменения в кодекс. Таким образом, магазины, рестораны и производители смогут не только ежемесячно передавать еду нуждающимся, но и уменьшить вред экологии.

Ксения Топоркова, руководитель навигатора по социальным и экологическим сервисам «+1Город»: «Попадая на свалку, продукты начинают гнить, но не так как в компостной яме на даче. Из-за отсутствия кислорода происходит анаэробный процесс, в результате чего выделяются оксиды серы, сероводород и меркаптаны, ответственные за неприятные запахи, а также большое количество метана».

Поддержать петицию за льготы можно на сайте https://odobreno.team/foodsharing/

А в бесплатном приложении «+1 город» на карте Владивостока размещено 72 сервиса, которые помогают жителям Владивостока стать экологичнее.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала:

Загрузка...
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.