Опасность и ценность затонувших кораблей в Приморье. Видеорепортаж Анны Маричевой

В России запущена «генеральная уборка» водных объектов морских акваторий. Так, рабочий процесс уже идет в Магаданской, Сахалинской областях и Камчатском крае. А в Приморье подводные заброшки пока лежат на своих местах. И интерес вызывают только у подводных археологов. Опасны ли морские заброшки для экологии, и какую ценность представляют затопленные суда?

Больше 60 затонувших кораблей в Приморье сегодня служат домом для рыб и моллюсков. И большая часть из них — до сих пор не найдена. А те, что уже отмечены в карте, сильно разъела вода. Кроме того, в Японском море обитает моллюск-древоточец. За 50 лет он может съесть все дерево с крупного судна. Поэтому в Приморье не найти корабли, возрастом старше 150 лет.

Иван Косяченко, член клуба подводного поиска «Восток»: «В сравнении с Балтийским, Северным морями, там находят корабли петровских времен, их достают, консервируют, то есть их можно посмотреть, у нас только относительно свежие корабли».

Самый старый корабль, что находили подводные археологи в Приморье, — «Варягин». Он подорвался на мине и затонул в 1906 году, унеся с собой жизни двухсот человек. Судно обнаружили недалеко от популярного поселка Ливадия.

Еще одна совсем недавняя находка, претендующая на стародавность, - затопленный корабль около острова Карамзина.

Иван Косяченко, член клуба подводного поиска «Восток»: «Предположительно, это была как раз третья мишень для авиации, то есть пускали ракеты, судя по большим пробоинам в корпусе. Сейчас будем поднимать архивы, изучать, что это было за судно».

На расчистку акваторий из федерального бюджета страны планируется выделить 20 миллиардов рублей. Однако не все корабли обязано поднимать государство. В Приморском крае уже нашли 26 собственников затонувших судов уже нашего времени. По закону именно хозяин корабля должен сам утилизировать свое имущество. Вопрос в другом — стоит ли?

Подводная археология в Приморье — пока не самое популярное туристическое направление, однако, в скором времени это может измениться. Вот это судно готовят как раз для туризма. Здесь будет 5 кают, и выход в море будет многодневный, чтобы успеть охватить как можно больше подводных объектов.

На Камчатке и в Магадане активно очищать бухты начали последний год. Многие из затонувших кораблей там представляют экологическую опасность, на их борту находится мазут и разного рода химикаты. Помимо прочего, они мешают судоходству. В Приморье же затонувшие корабли, насколько известно, угрозы не представляют. И вполне могут стать  одной из визитных карточек столицы Дальнего Востока.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала

Загрузка...