Драма на охоте: амурского тигра убили в Приморье. Специальный репортаж Ольги Катренко
Новость, которую федеральные агентства выносят на первые полосы — в Шведском зоопарке у амурской тигрицы Спарты, которую в 2007 году спасли в Приморье, родился детёныш. Тигренка назвали Алмаз, и жить он будет в Швеции. А может и хорошо, что не у нас. В Красноармейском районе больше недели назад убили взрослого тигра. Почему сообщение об этом пришло только сейчас, и как нам быть с полосатыми, если не выходит по-шведски? В специальном репортаже Ольги Катренко — некоторые подробности таёжной трагедии и отчет экспертов.
Это точно была драма на охоте, вот какой охоте — разберется следствие. Можно ли перепутать изюбря и тигра? В кромешной тьме. Можно ли охотиться в это время суток, используя для меткой стрельбы тепловизор? Можно ли в принципе использовать тепловизор честному охотнику? Тайга скрывает многое — и как рубят её губительно для всего Приморья, для страны. И как уничтожают пожарами. И как со зверьём расправляются.
Что человек - царь зверей — грустная шутка, известная и давняя. Что человек в глубинке сегодня страдает, в том числе и от тигра — всё чаще до нас доносится.
Беседую с приморцем, который не раз встречал полосатого конкурента, именно так — и по охотничьим гектарам, и по большому интересу к домашней скотине конкурента. И говорит он искренне, хотя качество связи плохое: человек в тайге. Намеренно не называю имени, адреса — потому как звучать будут для защитников тигра, всяческих фондов, центров, которых курируют важные правительственные структуры, по сути, крамольные вещи.
«Вы спросите любого, мы всеми руками за, что застрелили тира, зачем их развели столько? Что им есть? Одному такому нужно сколько косуль, сколько изюбров. Вот, едят наших животных», - говорит по телефону житель Приморья.
Почему такая реакция, спрашиваем первого заместителя регионального министра лесного и охотничьего хозяйства. Алексей Суровый не знает, у него своя информация.
Алексей Суровый, заместитель министра - начальник управления охраны объектов животного мира Приморского края: «То, что, говорят, отсутствует кормовая база — ну, это, мягко сказать, лукавство. Почему? Потому что, кроме кабана, который составляет определенный процент в питании, есть еще и косуля, есть и пятнистый олень, и олень благородный. Вопрос в том, что сейчас у жителей есть гаджеты, да? Телефоны. Они увидели след тигра, сразу же фотографируют и посылают нам, в службу охотнадзора. И если раньше на это не обращали внимание, то теперь любой случай мы проверяем, выезжаем на место. И если действительно — тигр рецидивист, то есть таскает собак из населённого пункта, давит домашних животных в загоне — то принимается решение к их изъятию».
В большинстве случаев люди виноваты сами, говорит Алексей Леонидович — вольный выпас лошадей, как это было в спасской Вишневке, привлек туда полосатого. А что бродит в окрестностях, так это тигриный ареал. И тигры жили в Приморье много раньше нас с вами, и раньше первых переселенцев.
Так что — трусливая охота, скорее всего, унесла жизнь настоящего хозяина Красноармейской тайги. Интересно, что в 30-ти километрах от села Глубинное — ближе просто ничего нет - полосатого нашел полицейский, только отпускник. Видимо, тоже охотился - в отпуске. Но не промолчал, не спрятал зверя — сообщил коллегам.
Ирина Сырова, начальник отдела информации и общественных связей УМВД РФ по Приморскому краю: «Дознавателем ММО МВД РФ Дальнереченский возбуждено угловное дело о незаконной добыче особо ценных диких животных, занесеных в Красную книгу, в полиции уточняются все обстоятельства гибели животного и личность гражданина, причастного к инциденту».
Реальные сроки получили за убийство тигра по кличке Павлик в сентябре 2020 года два охотника из села Новостепановка Амурской области — по пять лет каждому и миллионные штрафы. Два дальнереченца ждут решения суда по похожему делу.
Так может быть действительно, зря выпускают тигров там, где их убивают? Может, и правда, всех - в зоопарки, зоосады, вольеры? Вот он — Алмаз, родившийся в Швеции. Мама - Спарта, и еще одна отощавшая малышка в феврале 2007-го вышли на дорогу недалеко от Чугуевки. Их подобрали лесорубы, передали в специнспекцию «Тигр» - подлечили, накормили, всей страной спасали, но не было тогда мощных правительственных программ реабилитации. Отдали тигрят в зоопарки.
Инна Карпович, заместитель главы Красноармейского района: «Красноармейский район у нас — таёжный, и действительно участились случаи, когда амурский тигр у нас встречается на трассе, а также выходит в населённые пункты района».
Выходит — так и вы ходите. Аккуратно, как это делают настоящие таёжники — без криков, выстрелов, рева мотора и клаксонов. Увидели — не надо шума. Природа любит тишину, как тигр свою родину. И, конечно, Алмаз и в приморской тайге мог быть дома.