«Уроки краеведения Приморья»: Стальные раритеты и сила Сибирцево
Телепроект «Уроки краеведения» приехал в Сибирцево. Тематика сегодня — железнодорожная. Нас ожидает знакомство с интересными людьми, мы узнаем, как проходит Новый год на вокзале и познакомимся с легендарным стальным раритетом, который уже много лет прячется в тупике местного локомотивного депо. Первым делом отправимся на станцию. Ведь для большинства приезжих Сибирцево начинается с вокзала. Его начальник нас лично встречает.
- А как у начальника вокзала проходит новый год?
Татьяна Иванищенко, начальник вокзала станции Сибирцево: «Новый год в кругу семьи встречаю. У меня пока не было таких моментов? Чтоб на работе его встретить. Кстати, на вокзале Новый год проходит тихо и спокойно, потому что пассажиров обычно не бывает. Последний поезд у нас уходит в 9, 11 вечера. К этому времени мы всех пассажиров отправляем. Поэтому тут остаются дежурный и сотрудники ПТБ».
Сибирцево на перекрестке железных дорог находится. Отсюда рельсы в четыре направления устремляются. Если на север, то это до Москвы. Ветка на восток до Арсеньева и Чугуевки вас доведет. Западная - на Хороль и Камень-Рыболов. А если до Уссурийска, Владивостока, Партизанска или Находки добраться вам надо - покупаем билет в поезда, следующие на юг. Учитывая стратегическое положение станции, пассажиров здесь немало, особенно летом.
- На вокзале все на ваших плечах, это вообще женское дело?
Татьяна Иванищенко, начальник вокзала станции Сибирцево: «А почему нет? Мы справляемся. Хочется всем пожелать огромного счастья, железного здоровья, удачи! Добра и любви к своим близким и родным. Год тигра сильный, поэтому победим все проблемы!».
У начальника вокзала самый главный помощник - дежурный по вокзалу. Кстати, по статистике, эти должности, почему-то, в основном женские.
Светлана Кузьмина, дежурная по вокзалу станции Сибирцево: «Самые элементарные вопросы, как доехать и сколько стоит. Какие вагоны бывают, а можно ли то-это, а можно ли собаку провезти? Это на первый взгляд вам кажется, что мы сидим в кабинете. На самом деле наша первоочередная задача встретить и проводить пассажиров. Днем мы с флажками выходим, а ночью с фонариками. Всем приморцам здоровья, сейчас это актуально как никогда!».
Забот у персонала вокзала хватает. Например, за самой главной достопримечательностью присматривать. По соседству, на главном перроне, стоит настоящий паровоз. В память о подвиге железнодорожников Сибирцево в годы Великой Отечественной войны и последующего восстановления экономики страны. Каждый год здесь разбивают цветники, обновляют краску. Отсюда же стартует сибирцевский Бессмертный полк. Кстати, недалеко отсюда, в локомотивном депо спряталось еще одно историческое достояние.
Владимир Бебик, хранитель музея Локомотивного депо, г. Уссурийск: «У паровоза, как и у человека, есть своя судьба. И у этого тоже, кстати, непростая. Порой, даже трагическая».
Даже в таком виде он внушает трепет и уважение. Сейчас никто и не вспомнит, как давно этот красавец здесь появился. В тупике локомотивного депо в Сибирцево, на дальних путях долгосрочной стоянки он не одно десятилетие стоит. И даже свидетель его трудовой доблести, настоящий машинист-паровозник Виктор Владимирович, теряется в точных датах, но в 75-м году он здесь уже стоял.
Виктор Артюхов, почетный железнодорожник, ветеран отрасли, машинист паровоза: «Я с 70-го года работал на паровозах. Сначала кочегаром, потом помощником на Еа7. Пассажирские поезда водил на этом паровозе. Машина то хорошая, какой бы старой она ни была! Свою работу выполнила».
В Приморье Виктор Владимирович один из последних паровозников советской эпохи. И сегодня каждый из них — это живые личные истории. Как, собственно, и стальные легендарные трудяги.
Виктор Артюхов, почетный железнодорожник, ветеран отрасли, машинист паровоза: «Паровоз от машиниста зависит. Как он себя поведет, так и машина будет вести. Как топку топить будут».
Про паровозы не зря говорят, что даже в холодном состоянии они дышат! По всей стране их по пальцам пересчитывают. В 90-е безжалостно резали на металл, но к счастью - одумались. На Дальнем Востоке сейчас два действующих, еще полтора десятка работают в должности памятников.
Николай Павлов, заместитель начальника Локомотивного депо Сибирцево: «Моя мечта увековечить его на постаменте. Чтобы он стоял и радовал людей, чтобы люди видели свою историю и историю железных дорог, как это все шло и как продолжается. На узловой станции Уссурийск».
И он достоин этого. Паровоз серии Еа, порядковый номер 2780. Не зря под слоем ржавчины, на кабине, еле-еле проглядывает раритетная надпись - Приморская железная дорога. Ее управление находилось в Ворошилове, ныне - Уссурийске, она существовала с 1939-го, но в 53-м вошла в состав ДВЖД. Наш красавец построен в 42-м, он рожден на другом континенте, на одном из заводов Американской локомотивостроительной компании ALCO.
Владимир Бебик, хранитель музея Локомотивного депо, г.Уссурийск: «Часть паровозов оставалась на Приморской железной дороге. А часть ушла в центральную часть страны. Во Владивостоке паровозы объединяли в сплотки, по несколько штук, в холодном состоянии привозили в Сибирцево. Здесь их заправляли водой, углем, поднимали пары, и тут же они становились под поезда и шли с грузом для фронта, для победы, на линию фронта. Это была первая часть его работы, с которой он справился достаточно удачно».
По данным историков, которые до сих пор требуют уточнений, по ленд-лизу для Советского Союза Канада и США начиная с 1942-го построили минимум 2063 паровоза серии Е. Это цифра, которая подтверждена документами и накладными.
В СССР они шли двумя маршрутами военных конвоев, правда, не всем повезло до пункта назначения добраться. Самый опасный путь — по арктической Атлантике с выгрузкой в Мурманске и Северодвинске. Несколько судов с паровозами потопила авиация Люфтваффе, пришлось искать другой путь. Им стал Тихоокеанский. Локомотивы пересекали Америку с востока на запад в район Сиэтла. Оттуда морем в бухту Золотой Рог. Ведь именно Владивосток за годы войны переработал более 40% всего объема ленд-лиза.
Владимир Бебик, хранитель музея Локомотивного депо, г.Уссурийск: «На тот момент это был мощный локомотив. Он тянул на себе более тяжелые поезда. И показатели хорошие экономические показывал. У нас его называли тут ласково Евгеша. Дежурные по депо так и говорили, выдавая машинистам путевку, что поедете сегодня на Евгеше».
Евгеша №2780 после войны еще три десятилетия отработал на советских железных дорогах. В архивах сохранились уникальные бесценные документы: досье-биографии на конкретные экземпляры паровозов. Они по всей стране, из одного депо в другое переезжали и некоторые вернулись на Дальний Восток. Трудовой маршрут нашего стального раритета докатился до Северной железной дороги, а это Архангельск, Иваново, Ярославль, Владимир, Тюмень. Но в 60-х он вновь оказался в Приморье, где еще несколько лет выполнял вагонно-маневровые работы на станциях и ушел на пенсию. Сейчас территорию Сибирцевского депо готовят к большой реконструкции, и нашего героя ожидает второе рождение. Хранители истории ДВЖД вышли с предложением к руководству: вернуть горячий жар в его сердце вряд ли получится, но установить на вечную стоянку на привокзальной площади Уссурийска, железнодорожной столицы Приморья, вполне по силам!
Владимир Бебик, хранитель музея Локомотивного депо, г.Уссурийск: «Это желание нашего ветеранского движения, железнодорожников и хотелось бы, чтобы все получилось! Он последний из уцелевших. Он не смог попасть под газовый резак, ему повезло!».
Николай Павлов, заместитель начальника Локомотивного депо Сибирцево: «Характер у него… Я думаю, борзый. Потому что тягать таким паровозом грузы, поезда… На нем явно должны были работать люди устремленные. Да вы взгляните на него, это же борзый красавец, давайте его так и назовем!».
Должно получиться. Ведь в следующем году стальному красавцу исполнится 80! Первым делом 2780-й исследуют, поставят диагноз и постараются восстановить до максимально первоначального состояния. А потом самая ответственная часть - под паровозный гудок на маршрут, до Уссурийска.
Виктор Артюхов, почетный железнодорожник, ветеран отрасли, машинист паровоза: «Это рабочая лошадка. В свое время она нас кормила. А сейчас уже старичок он. Смотришь на него и вспоминаешь свою молодость! Все-таки на нем начал работать, мне был 21 год тогда».