"Долины смерти" зафиксированы в акватории близ Владивостока
Все, на что были «богаты» водные потоки с материка после тайфуна "Хиннамнор", сейчас переваривает Японское море, а жалкие остатки этого меню достанутся Тихому океану. Что, как правило, содержится в морской воде и чего стоит бояться отдыхающим? Репортаж Максима Каленника и Татьяны Гладун.
Вода не разбирает, что угодно морю, а что оно принимать не хочет. С полей в бурлящие реки попадает всевозможная химия - удобрения тоже разными бывают. К этому коктейлю стихия добавляет содержимое свалок. Не важно, стихийные они или нет: не надо быть химиком, чтобы сделать представление о богатом ассортименте элементов из таблицы Менделеева в их недрах. Всё, что легко смывается в русла - стремится в Японское море. В Тихоокеанском океанологическом институте ДВО РАН об этом знают очень хорошо.
Владимир Пономарев, ведущий научный сотрудник лаборатории физической океанологии:
"Выносится огромное количество органики и все, что находится на берегу при разрушении сельхозинфраструктур, жилых домов... Залив многстрадальный, но тем не менее водообмен, физические процессы способствуют выносу, течения".
Обилие органики на прибрежном мелководье может спровоцировать цветение токсических водорослей - это убивает фитопланктон. Одно цепляется за другое, и, здравствуйте, морские поля с тиной и ужасным запахом. К счастью, в Приморье большинство бухт все-таки открыты течениям и чаще всего всё очень вредное в свой круговорот забирают течения - сначала холодное, Приморское, потом эстафета переходит к теплым, Восточно-Корейскому и Цусимскому. Все, что не успело переварить Японское море в итоге достается Тихому океану - через проливы Лаперуза и Сангарский.
Владимир Пономарев, ведущий научный сотрудник лаборатории физической океанологии:
"Самым серьезным загрязняющим фактором я считаю пластик...".
На юге Приморья Амурский и Уссурийский заливы - лидеры по приему с материка всего подряд. Причем именно Амурскому, мелководному, достается больше всех, и очиститься ему куда сложнее. В результате на дне появляются "долины смерти" - кислород в этих местах, если и присутствует, то в крайне низкой концентрации. Оказывается, два десятилетия подряд это явление лишь нарастает. Сейчас в обширной акватории залива Петра Великого завершается научная экспедиция — экологи и океанологи оценят влияние тайфунов на жизнь морскую.