"Чудо"-дом Фихмана - памятник архитектуры во Владивостоке обрекли на разрушение
Графские развалины в центре Владивостока. Дом Фихмана обрекли на разрушение, вычеркнув из списка на капремонт. Фасад протекает, квартиры жильцов покрыла плесень. Как элитное жильё превращается в руины? Об этом репортаж Марии Ежевской.
«Фасад течёт, причем, прям течёт. У нас в комнате одной стоят тазики, плёнки ведра уже много лет» - рассказыают жители по ул. Пушкинской, 35.
Историю Владивостока покрыла плесень. В прямом смысле. Дом Фихмана — жемчужина архитектурного ансамбля на Пушкинской — съедает грибок. В начале 20 века позволить здесь жить могла лишь элита города. Современные владельцы о былом лоске и не припомнят.
Семья Светланы Вейдеман в доме на Пушкинской, 35 живёт уже более 50 лет. Жильцы говорят, причина бед — разрушающийся фасад. А реставрировать его никто не планирует.
Светлана Вейдеман, жительница дома 35 по ул. Пушкинской: «Отписки-отписки. Управляющая компания говорит о том, что нет основания для ремонта капитального. Текущий фасад — это оказывается не основание. Вокруг отреставрированных зданий в округе наш стоит — избушка, такое впечатление, что никому не нужно. Хотя это памятник, и мы сами сделать ничего не можем, и они ничего не делают».
Масштабные работы на Пушкинской, 35, согласно перечню домов в программе капремонта, были запланированы на 2014-2019 годы. Однако в июне 19-го объект исключили из списка.
Михаил Клепцов, генеральный директор ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов приморского края»: «В 2019 году законодатель внёс изменения в региональный закон капитального ремонта, с тем условием, что дома, содержащие менее пяти квартир не включаются программу. Соответственно и этот дом был из региональной программы исключен».
Пять квартир в этом доме только на бумаге. Вот с десяток почтовых ящиков, ещё три на улице. Только в квартире номер 1 - шесть звонков. На первом этаже офисные помещения. Но по документам чиновников дом — не многоквартирный. А значит фасад ремонтировать должны жильцы за свой счёт.
«У нас коммуналка, а они это считают за одну квартиру. У нас считается 1 квартира, ходя у нас здесь четыре семьи живёт. Мы то чем виноваты, что мы живём в малоэтажном вот в таком доме», - рассказывают жильцы.
Вот так памятник архитектуры стал заботой жителей коммуналок. А ведь экскурсоводы этот дом адвоката, построенный за одно выигранное дело, называют чудом.
Лариса Дударовская, экскурсовод Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева: «Всё это считалось 8 чудом света. Это были первые элитарные дома во Владивостоке. Не все могут позволить съездить в Европу, посмотреть эти шедевры архитектуры. У нас тут есть свой кусочек Европы. Просто ходи, смотри изучай».
Мария Ежевская, корреспондент:
«Изменить ситуацию могли поправки в закон. В 21-ом на рассмотрение в Госдуму они вносились — запрещали исключать такие здания из региональной программы капитального ремонта без согласия жителей.
«Комитет Госдумы не поддерживает, предлагает отклонить», - говорит житель Владивостока.
Таким решением депутаты обрекли дом Фихмана, и ещё около 20-ти памятников архитектуры во Владивостоке, на медленное разрушение.