Приморцы консервируют яхты и катера на зиму, а элитные суда спешат перегнать в Корею
Приморцы готовятся к закрытию навигации маломерных судов. Яхты и катера сейчас консервируют на зиму. Владельцы поднимают их на сушу, проводят плановый ремонт, очистку дно и ставят на специальные парковки. А их, жалуются, не хватает. Владельцы элитных яхт и вовсе, перегоняют их за границу. Неужели в крае нет места для стоянки больших судов или стоимость слишком высока? В особенностях подготовки к зиме разбиралась Виктория Шандыбина.
Прогулочный катер прощается с морем до следующего года. Впереди — долгая зимняя спячка.
Поднимают обычным автокраном. Но используя специальный такелаж. Мягкие строп-ленты нужны, чтобы не повредить пластиковый корпус.
Просто поставить катер на причал — недостаточно. Консервация — длительный процесс. Сначала очищают корпус.
Затем внутренние работы.
Роман Моргун, директор компании по обслуживанию катеров «Цитадель-Марин»:
"Слив воды из различных магистралей, двигателей, водопровода. Чтобы зимой все это не замерзло. Проливка незамерзающими жидкостями типа тосола. Опреснение от соли, смазка".
Прайс зависит от размера судна. Подъем небольшого катера — около 10 тысяч рублей. А огромных, которых в народе зовут яхтами, до полумиллиона. Для них нужен плавучий кран. Говорят, он в Приморье один. Его услуги нужны примерно двум-трем десяткам судов в крае. Большинство из них зимует в Южной Корее. В теплом климате нет трат на консервацию и пластик не трескается от мороза.
Роман Моргун, директор компании по обслуживанию катеров «Цитадель-Марин»:
"Это, как правило, новые, свежие лодки. Дорогие катера. Тут еще такой момент. Они не растаможены на территории Российской Федерации, под иностранными флагами. Им в любом случае раз в год надо выходить за пределы РФ, чтобы соблюсти законы".
Во Владивостоке аренда места в яхт-клубе — в среднем, от 30 до 100 тысяч рублей. Зимой — в два раза дешевле. С каждым годом лодок все больше. Возникает проблема с парковками.
Евгений Тросман, боцман яхт-клуба:
"Наш клуб обеспечен полностью стоянками. Желающих поставить много, но мест, как обычно, не хватает. Все же хотят не просто поставить, а чтобы был хороший подъезд, освещение, свет, вода. Территория должна быть асфальтирована, чтобы все было чисто. Не все яхт-клубы могут себе это позволить".
Чтобы обшивку и палубу не повредила стихия — нужна защита. Тканевый чехол или пленка.
Евгений Хромченко, вице-президент Федерации парусного спорта Приморского края:
"Вот яхта приготовлена к зимовке. Она покрывается сначала мягкой пластиковой пленкой, а затем ее натягивают и прогревают сверху. Она как кембрик на проводах. Сжимается и все".
Сейчас у обслуживающих компаний «горячая» пора. Комплекс по консервации стоит от 25 тысяч рублей за маленькое судно. Большинство владельцев яхт и катеров «закатают» их в ближайшие недели. В Приморье холодает. Навигацию, традиционно, закроют в ноябре.