«Интервью»: О мемориале Первой мировой войны в Раздольном
В Раздольном приводят в порядок мемориал времен Первой мировой войны. У европейцев давно пропал интерес к памятникам соотечественников, находящимся в России. А русские не бросают ни своих, ни чужих.
Виталий Косенчук, краевед:
- С чего всё началось. В 2016 году из Турции в Москву прислали вот такую фотокопию и попросили разыскать, сохранился ли этот памятник военнопленным Первой мировой войны в лагере села Раздольного. Вот он, оригинал фотографии. Ей сто лет. С немецкого аукциона её выкупили, можно её рассмотреть. Вот с этой стороны турецкий полумесяц, здесь по-немецки написано. И вот они кресты. Здесь именно то захоронение военнопленных. Оно осталось, хотя и не заметно, из свидетельств - книга австрийского военнопленного Эльм Вейк, изданная в 1929 году. Раздольное в ней названо печальным. Вот письмо в Австрию со штампом «Раздольное». Здесь тоже штамп «Раздольное» — 20.05.1915 год. Вот встреча первого эшелона с военнопленными, в ноябре 1914 года. Вот одна из казарм лагеря. Вот военнопленные 1 мая 1917 года. Занимаются спортом, даже был свой театр, ставили спектакли. Здесь видно наш храм, а это венгерский и чешский военнопленные с одним и тем же медвежонком. А вот турецкий посол, венгры, австрийцы приезжали к нам. 2016-ый год. Шесть лет назад. Вот проект реставрации памятника, с теми же табличками. И сейчас мы текст этих гранитных плит восстановили. Интервентов хоронили на двух других старых кладбищах, за речкой, там же и памятник партизанам, расстрелянным интервентами. Возможно, к этому мемориалу и могла иметь отношение Гражданская война, интервенты тех же языковых групп. А здесь тоже одно из самых старых кладбищ, деревьев не было — большая поляна. И кроме этого мемориала, сохранилось лишь два памятника, отцу и сыну Барашам и молодому особисту. Рядом две разрытые могилы и рельса осталась — были похоронены два священника. Недалеко от них предположительно неучтенная братская могила 93-х воинов Хасана.
Всё детство прошло вокруг этого памятника. Не было никаких обозначений, только ржавые таблички, на которых невозможно было что-либо прочесть и угадать. И предположений была масса у местных: кто-то говорил, что может быть богач какой-то своей жене, кто-то, что может быть бойцам русско-японской войны. Но они всё-таки похоронены в другом месте, где наш большой памятник героям Хасана, там было кладбище, и был лазарет графини Шуваловой. А форма — не совсем восточная, хотя и шаром на верху. Большинство памятников Первой мировой — как пирамиды, единственный, в Спасске, немного похож на феску турецкую.
Когда в 2016 году привёл сюда послов Турции, Венгрии, представителей австрийского черного Креста. Они ехали в Шкотово и Спасск, но им доложили — памятник найден, он существует, и дипломаты ответили, что не уедут домой, пока не посмотрят на него. Пришлось вести их сюда, показывать. Вот он, турецкий посол на открытии обновленного памятника в Спасске — вот восстановленный памятник в Шкотово. Это фото из лагеря: спорт, театр, А теперь вспомним, что было у них в лагерях с нашими. Почему так? Русские — люди чести и совести, мы человечнее. Вот памятник военнопленным тех же стран - евреям. Сейчас им не до памятников. Хотя существует межправительственная организация «Военные мемориал», которая занимается всеми захоронениями, и заключено соглашение между 35-ю государствами, которые согласились на своей территории и там, где были пленные — сохранять, следить за ними, восстанавливать. Было много отреставрировано. Государства выделяли деньги, и на эти средства мы восстанавливали памятники их гражданам. Сейчас ни на что надеяться не надо. А турки. Они сразу сказали, что восстановят и реконструируют всё, при одном условии — таблички на мемориалах будут только на турецком и русском языках. Теперь и они о своих желаниях позабыли. А мы помним и восстанавливаем — на всех языках.