Деньги из воздуха: Владивосток переплюнул самую дорогую парковку страны – у ЦУМа в Москве
Деньги из воздуха. Склады в портах взвинтили цены на хранение нерастомоежнных машин. За год тарифы выросли практически в 10 раз. Один из аргументов, чтобы товар не задерживался. У автодилеров иной взгляд на происходящее.
Кто тормозит логистическую цепочку, и как Владивосток переплюнул самую дорогую парковку страны?
Репортаж Татьяны Дубко.
Покупка авто из Кореи через брокера «СВ-Альянс» превратилась в скандал. Чтобы забрать уже расторможенную машину Сергею пришлось заплатить сверху 90 000. В автомобильном терминале пояснили, штраф от перевозчика, якобы за трехсуточный перестой. На этом сюрпризы не закончились.
Сергей Богопольский, пострадавший: «По итогу, когда оплатил деньги, оказалось, могу забрать, а - нет. В ВАТ с меня потребовали по своему прайсу за перестой. Я два раза за одно и тоже оплатил».
И таких - 40 машин. Владивосток переплюнул даже самую дорогую парковку страны, у московского ЦУМа. Цена за сутки в морском порту оказалась на порядок выше. В терминале не понимают, о чем речь.
Виталий Марченко, генеральный директор Владивостокского автомобильного терминала: «ВАТ не имеет договорных отношений с «СВ-Альянс»».
Зато финансово общается с компанией-оператором, через которую, как уверяет брокер, деньги все же оказались на счету ВАТ. Ломанный путь транзакций подтверждают счет-фактуры и фото допсоглашения.
Алексей Елесин, директор компании SV-Alliance: «На протяжении 4 месяцев ВАТ не принимал авто из Кореи. Агент запросил только торговый порт. ВАТ выставиал условия. Мы готовы, но на 8-е сутки получатель должен оплатить 30 000 сверху».
Транспортная прокуратура заинтересовалась инцидентом.
Дмитрий Третяк, приморский транспортный прокурор: «ВАТ принял решение об отказе в выдаче авто без оснований. В связи с выявленными нарушения таможенного законодательства, генеральному директору вынесено представление».
Эта история - исключение. Но и стандартные обновленные тарифы складов ввергают в шок. После того как поток грузов переориентировался на Владивосток, аппетиты терминалов резко выросли.
Юлия Одегова, продавец авторынка «Зеленый угол»: «Это не останавливается, только и получаем письма от СВХ, услуги дорожают. Каждые две недели, одного тарифа нет. На всех складах по-разному».
За сверххранение цена скачет от тысячи до пяти в сутки. И никаких спецусловий даже за космические тарифы. Машины часто стоят под открытым небом, где-то и вовсе хаотично.
Дмитрий Хоменко, руководитель юридической организации: «Нахождение товара на СВХ год назад обходилось с перестоем в минус 5000 - 6000 рублей, в настоящее время — 50 000 рублей в среднем. Морской порт и рыбный - это естественная монополия. Не могут произвольно поднять цены».
Ценообразование сами склады объясняют туманно: коммерческая тайна. А в том, что машины зависают, винят нерасторопных брокеров, дефицит места и корейский автопром. В отличие от Японии документооборот еще не налажен. Таможиться корейцы могут и две недели. Автобизнес уверен, склады лукавят.
Евгений, представитель автобизнеса: «Льготные 5 дней поставил склад, но мы знаем, что таможня дает регламентированно 10 дней на оформление. И редко они быстрее делают. Сейчас не предприниматели регулирую цены, а сторонние организации СВХ, грузхопервозчики».
Одна проблема тянет другую.
Сегодня набережная Цесаревича напоминает неформальный терминал для хранения свежерастоможенных автомобилей. Машины без номеров скорее всего ждут сертификации в лаборатории. Но чтобы не платить бешеные деньги за перестои, предпочитают вывозить на улицы Владивостока.
Анонимные колонны бросают во дворах, вдоль дорог или цивилизованно на парковках, где тарифы куда приятнее.
Пока идет поток иномарок, во Владивостоке ловят денежную волну . Ведь в конечном счете за любой ценовой каприз расплачивается последнее звено.
Евгений, представитель автобизнеса: «Предпринимателю проще согласиться и заплатить. Увеличить стоимость авто. А страдает кто? Конечный покупатель».
Теперь автобизнес ждет реакции краевого УФАС. Во Владивостоке уже есть судебная практика по схожим вопросам. Антимонопольная служба начала проверку.