Интервью: Заповедная территория нацпарка "Земля леопарда" - итоги туристического сезона
Добрый день, уважаемые приморцы! В студии Юрий Нурмухаметов, и я беседую с директором Нацпарка "Земля Леопарда" ( ФГБУ) Виктором Владимировичем Бордюком.
Виктор Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие итоги туристического сезона для вашей заповедной территории?
Нагрузка на заповедник - 800 туристов
Виктор Бордюк:
- Мы продолжаем развиваться, продолжаем предлагать новые услуги и маршруты предлагать. Соответственно, растет количество посетителей. В этом году было около 160 тысяч посетителей национального парка Земля Леопарда.
Для сравнения, в прошлом году у нас было посетителей 122 тысячи, то есть 40 тысяч прибавилось. Заповедные территории исправляются с возросшей антропогенной нагрузкой. Да, то есть в местах, которые уязвимы, скажем, как остров Фуругельма, островок Фальшивый, бухта Астафьева, установлена квота на посещение на научно-техническом совете, ведется мониторинг. Для острова Фуругельма это очень небольшая квота, это 80 человек в день, 40 - до обеда и 40 - после обеда. Больше уже будет тяжело для экосистемы, будет фактор беспокойства для птиц: там гнездятся редкие краснокнижные виды, малая колпица, желтоклювая цапля и так далее. Для бухты Астафьева квота увеличена по результатам мониторинга, который велся два года.
Мониторинг показал, что гидробионты не страдают, качество воды не ухудшается, и от первоначальных вот 200 человек, перешли 400, а сейчас 800. И вот 800 человек в день купались в этом году. Это, так сказать, позволяет удовлетворить спрос всех желающих посетить эту прекрасную бухту с чистой водой, и вода остается также чистой.
И после сезона, значит, съемка проводилась нашими водолазами, и трепанг присутствует, и все, то есть никто гидробионтов не доставал. Все купаются, никто не добывает, проще говоря.
Юрий Нурмухаметов:
- Скажите, пожалуйста, а остались же какие-то эталонные бухты, где посещение любые запрещены?
Виктор Бордюк:
- Зона ядра, да, у нас определена, это бухта средняя, так сказать, с материковой части, и остров Большой Пелис с окружающими островами, с островом Матвеева, там расположена лежбища ларг, и, в общем-то, это родильный дом, поэтому там очень ограниченное посещение только в научных целях.
Туристы за фотоохотой
Юрий Нурмухаметов:
- Сухопутная часть, куда ездят туристы, что смотрят туристы именно в сухопутной части национального парка?
Виктор Бордюк:
- Наиболее интересный маршрут, пожалуй, это по следам больших кошек, то есть группы приезжают, и отдельные туристы приезжают из западных регионов России, ездят по территории, смотрят, но в зимнее время изучают следы, ставят фото ловушки, и на следующий день или через пару дней эти фото ловушки им дают снимки тигра, леопарда, то есть в тех местах, где они сами установили эти фото ловушки.
Юрий Нурмухаметов:
- А как это выглядит, они идут по тайге 5-7 километров, либо это какая-то экскурсия на квадроцикле, на автомобиле повышенной проходимости?
Виктор Бордюк:
- Это смешанная автомобильно-пешеходная экскурси: то есть на автомобиле проехали, где-то сошли, прошлись немного по следам, посмотрели, пораспутывали их под руководством нашего опытного гида-экскурсовода, и опять дальше сели на автомобиль, переехали еще на следующую локацию, ну и так далее.
Юрий Нурмухаметов:
- А дорого ли подобный, наверное, туризм вообще, он недешевый или все-таки это дешевле, чем снять номер за 15 тысяч где-нибудь в сезон в Ливадии?
Виктор Бордюк:
- Это дешевле, чем 15 тысяч рублей (прим.ред.), это достаточно бюджетный вид туризма.
Юрий Нурмухаметов:
- Насколько он опасен? Я спрашиваю потому, что знаю ситуации, и мы поговорим еще об этом. Насколько безопасность туриста от диких животных обеспечивается, на каком уровне?
Виктор Бордюк:
- Ну, у нас все туристы, которые посещают территорию, знакомятся с инструкцией по безопасности в местах обитания крупных хищников, как не надо себя вести, и как надо себя вести, соответственно. Расписываются. И наш сотрудник, который обязательно их сопровождает, следит, чтобы все было, как говорится, нормально. У него есть и средства индивидуальной защиты, не обязательно это оружие, но фальшфееры и так далее.
Встреча с тигром. Алгоритм действий
Юрий Нурмухаметов:
- Откройте секрет, как не нужно, себя вести, особенно там, где есть крупные хищники. Как минимум потому, что все мы ходим по лесу, не только в нацпарке, но вообще.
Виктор Бордюк:
- Лес - дело серьезное. Но наибольшую опасность представляют тигр, медведь и отчасти кабан. Случаев нападения леопарда на человека не было уже больше 100 лет, поэтому это достаточно редко. Ну, вот этих животных, что я называл, опасаться нужно. Если увидели, вступили в визуальный контакт, ни в коем случае не поворачиваться спиной, не убегать, надо отступать, так сказать, задом пятиться, отходить, стараться казаться больше, можно поднять руки, можно расправить плащ и так далее. Но если же вдруг все-таки какой-то показывает зверь стремление к нападению, можно какой-то предметом бросить. Ну, это уже, как говорится, редкий случай, крайний случай, таких у нас случаев не было.
Юрий Нурмухаметов:
- Я знаю, что у вас все время инспектора в лесу все время патрулируют территорию, местность, и, насколько я понимаю, что с тигром встреч не было у них?
Виктор Бордюк:
- Почему? Встречи происходят достаточно часто.
Юрий Нурмухаметов:
- Именно визуальный контакт?
Виктор Бордюк:
- Да, да, вступают, ну, в общем-то, люди знают, как себя вести, ну, то есть не кричат, говорят спокойным голосом и так далее, и вот, как я говорил, отступают. Были случаи, что пограничники, которые не знают, как себя вести, новоприбывшие, стрелять в краснокнижного зверя они не имеют право, надо доказать обоснованность, что он нападал, поэтому были случаи, когда на дерево залезали.
Юрий Нурмухаметов:
- Давайте тогда перейдем ко второму вопросу. Я хотел подробнее поговорить именно о ситуации с тиграми и леопардами. У нас все время соцсети выдают какие-то очередные сюрпризы о встречах с дикими животными (прим.ред.), видим, в том числе, на юге Приморского края, в последний случай в Раздольном, Надеждинском, Сиреневке, поселке Мирном, это все территории населенных пунктов, которые граничат фактически землей леопарда. Скажите, это ваши все вот подопечные?
Тигр-хулиган, что делать?
Виктор Бордюк:
- Ну, я бы не сказал, что они граничат, все-таки будем точны. Но не столь далеко, километров, может быть, 20-40 от границы. Здесь нужно что сказать, что популяция амурского тигра в заповеднике растет, а увеличивается она благодаря принятым мерам охраны, благодаря запрету на добычу и продажу дериватов в соседнюю страну и благодаря введенным уголовным наказаниям за убийство тигра. Там, где недостаточная кормовая база, могут случаться конфликтные ситуации. Это происходит чаще в Хабаровском крае, потому что там все-таки плотность населения копытных намного меньше, чем в Приморском крае. Там нет пятнистого оленя. И для тигров, так сказать, более легкая добыча, домашний скот, собаки. Но, и были случаи нападения и на человека в Хабаровском крае.
В Приморье более благополучная ситуация с тигром. Тигры выходят к людским поселениям, но это какие-то особи, как говорится, как и у людей, есть, скажем, хулиганы, есть законопослушные. И у тигров такие особи, так сказать, выбиваются из общей линии. И им проще, скажем, добыть собаку, тем более, она на привязи сидит, а если еще и не огорожен двор, если на вольном выпасе находятся лошади или коровы, он, так сказать, может напасть и добыть домашний скот.
В этих случаях нужно сообщать Министерство лесного хозяйства Приморского края, в чем ведении находится охотнадзор, либо напрямую выходить к районному охотоведу. Специалисты фиксируют факт нападения на домашний скот, факт конфликтной ситуации. И вначале пытаются отпугнуть зверя. Если отпугнуть не получается, тогда принимается решение об отлове этого хищника. Изымают, помещают в центр реабилитации, в Алексеевке.
Если тигр здоров и демонстрирует нормальное поведение, то дальше рабочая группа принимает решение о выпуске его в местах, где населенные пункты далеко, либо в Амурскую область, в Еврейскую автономную область, на север Приморья.
Если тигр не может быть выпущен в дикую природу, тогда передается в зоопарк. По ущербу от нападения тигра действует программа, АНО «Амурский тигр» выделяет компенсации, но не денежные а в натуральном виде, теми же животными, которые пострадали в результате нападения. Если собака, то собаку, и так далее.
Юрий Нурмухаметов:
- А какое количество группировки тигров на юге Приморского края? Я понимаю так, что агломерация или группировки тигров проживает на землях нацпарка?
Виктор Бордюк:
- Конечно, на особо охраняемых природных территориях плотность, количество тигров выше, чем на окружающих территориях. И это правильное, и хорошо. Скажем, в национальном парке «Земля Леопарда» последняя перепись показала, что там обитает 58 взрослых тигров и около 10 котят. Это наибольшая плотность во всем ареале амурского тигра. В тигрином эпицентре, получается. Да, но при этом на территории национального парка конфликтные ситуации чрезвычайно редкие. То есть была такая ситуация два года назад. В 21-м году тигрица таскала собак с подворий (прим.ред.). Были вынуждены ее изъять из природы, и она сейчас в Амурской области проживает. Так что подобные случаи просто по пальцам пересчитать. Раз в три года, может быть, случаются. Потому что достаточно высокая плотность копытных, соответственно и плотность проживающих тигров увеличивается. Они же размножаются.
Юрий Нурмухаметов:
- Можно ли понимать так, что тигры пойдут (если их много-прим.ред.) туда в сторону КНР, и там будут расселяться, или, может, пойдут в Уссурийский заповедник, а потом и Северную Корею. Куда они двинутся?
Виктор Бордюк:
- Ну, насчет Северной Кореи не могу сказать. Но то, что у нас Приморский край служит ядром расселения тигров в Китае, это факт, бесспорный факт. Собственно, как и леопардов. Одно время в Китае вообще не было леопардов. Не осталось. И было несколько тигров, до десяти во всем Северо-Восточном Китае. Сейчас там уже достаточно большая группировка сложилась. Но они ходят, пересекают границы, туда-обратно. Есть и резидентные особи, которые живут только в Китае. Но численность, она не будет расти бесконечно, ее природа регулирует, исходя из кормовой базы.
Об этом и многом другом в интервью в мультимедийной студии ГТРК «Владивосток».