"Семейная среда": герой Приморья Евгений Осипов осуществил мечту отца о покорённом небе
«Семейная среда» сегодня в Новодевице, на родине Героя Приморского края, и в Новонежино, где лётчик-штурмовик, Евгений Осипов, совершил свой первый самостоятельный полёт. Он погиб весной 2022-го, под Киевом. И это был неравный бой на земле и настоящий подвиг. А сегодня имя Жени носит родная школа, там трудятся его родители. И судьбы отца и матери заслуживают отдельного рассказа.
Время выпускных экзаменов и пришкольных лагерей. Время дождя, когда двор пустеет, и чей-то велосипед прячется под мокрой сосной. Время, когда Игорь Михайлович настраивает внутреннюю сеть.
Игорь Осипов, отец и муж: «Это из времени динозавров, но она работает безупречно до сих пор. Мы её больше 20 лет назад со школьниками делали. Проводная локальная сеть: по всей школе она».
В классе информатики, где Игорь Осипов Царь и Бог, стенд с понятным программистам словом Linux. Говорят, это лучшая, в отличие от Windows, операционная система: сложная, но безопасная. А это - созвездие исследователей космоса, плакат-подарок от лётчиков-космонавтов человеку, который мог посадить "Буран" в семи километрах от Новодевицы.
Мы движемся туда, любуясь просторами. И белый купол возникает ниоткуда. И никто не мешает нам взлететь над бывшим командно-диспетчерским пунктом, начинку которого, как и всю радиоэлектронную систему полосы, создавал, а потом и контролировал Игорь Осипов и еще две сотни его земляков - выпускники "политена" и Дальневосточного университета. Делали четыре комплекта в Ленинграде, а устанавливали навигационно-посадочный комплекс «Бурана» в Приморье, Крыму на Кубе и в Казахстане, рядом с Байконуром.
Игорь Осипов, отец и муж: «Там был основной комплект, там он взлетал, там и садился единственный свой раз. А здесь… «Буран» это же ведь не обычная птичка, это не Шаттл американский, это был планер. У него не было маршевых двигателей, то есть, когда он вываливался в атмосферу нашу, он мог пролететь не очень большое расстояние, поэтому если бы он нештатно, не над Казахстаном выпал, а здесь у нас, тогда бы он садился здесь».
Это Новонежино. Аэродром малой авиации. И "Ястребок", учебно-тренировочный Як-52-ой, а рядом гуру — Александр Урбанович.
Александр Урбанович, лётчик-инструктор: «Здесь кабина, пилоты сидят друг за другом. Для военной авиации это очень актуально, поэтому такие самолёты в ДОСААФ, аэроклубах. Потом с такого самолёта легко пересадить на Су-25, на МИГ-29, на Су-27» .
Но нас проводник в мир планирующих машин благославляет в полёт на Цесне. Первый такой в багаже оператора и журналиста. И взлетаем попеременно. И ловим в открытую форточку облака. И трижды под носом диспетчера совершаем посадочный вираж…
Александр Урбанович, лётчик-инструктор: «Женя начинал свою лётную карьеру на таком самолёте, Як-52, потом летал на Як-18-ом еще, ну и рулил немножко на Ан-2, с правого места, когда выброска парашютистов была, собственно говоря, это история обычного курсанта обычного аэроклуба».
История эта начиналась в конце пятидесятых, когда родился Игорь Осипов и вместе с мамой и отцом жил в посёлке Таёжный, преодолевая полный паралич от полиомиелита. Мечтал покорять небо даже на костылях, а покорил сердце красавицы Нэлли, только переехавшей в Приморье из Средней Азии.
Нэлли Осипова, мама и жена: «Первый день в моей школе — это был новогодний бал, 27 декабря, и я там увидела Игоря, он играл в ансамбле, пел хорошо, очень красиво, он и сейчас поёт. Он мне понравился сразу, с первого взгляда».
Инженер-радиоэлектронщик, еще и музыкант, и композитор. Этот вальс — его собственное произведение. Он звучит на концертах, и хочется не танцевать, а подпевать...
В 90-е проект «Бурана» закрыли. И это был настоящий удар. Первый мощный укол в сердце.
Нэлли Осипова, мама и жена: «Всех поувольняли, и они - кто охранником, кто сторжем. Умы такие светлые, знающие инженеры! Ну, конечно же, мы, куда мы поедем? Где мы будем искать? Где работать? У нас дети, у нас уже трое».
Новодевица, огород, сельский клуб, сельская школа. И дети. Все трое выросли. Но Женя осуществил мечту отца о покорённом небе!
Александр Урбанович, лётчик-инструктор: «И он вложил в него, душу вложил, что хотел, то из него получилось. Но что, простая советская, российская, славянская семья, тут слово патриотизм некуда вставить, всё получается само собой, и потому получаются такие Герои Приморского края».
Деревянный самолётик в беседке перед домом — из детства. Дорожку в огород, что выложил сын, отец называет Женькиной взлёткой: в серебряных тучах небо или звенит синевой, родные всегда помнят о нём, говорят с ним. И мы не забудем…
Ольга Катренко, Александр Астафьев, "ВЕСТИ-Приморье".