«Дом сокола»: священных для народов Персидского залива птиц представили на ВЭФ
Десятый Восточный экономический и третий соколиный. В очередной раз на ВЭФ проходит форум, посвященный вопросам сохранения краснокнижных птиц. Какого прогресса удалось достичь, что сегодня на повестке обсуждения и зачем хищникам причудливые шапки?
Владивостокские чайки к таким посетителям не привыкли. На улице Дальнего Востока изящному хищнику посвящен целый павильон. Острыми коготочками перед гостями ВЭФ хвастают кречет, сапсан, балобан. Оно и понятно — вывеска павильона гласит: «Дом сокола». И не дайте этим забавным шапочкам себя обмануть — птичкам так спокойнее. А то ведь и клюнуть могут.
Анастасия Лисина, сотрудник соколиного питомника: «Руна – темпераментная девушка. Она поначалу была очень злая, но сейчас она уже перевоспиталась, вливается в цивилизованное общество. С 2017 года у нас действует программа по выпуску алтайского балобана. Около 137 птиц уже было выпущено».
- Не жалко их от сердца отрывать?
- Они будут жить на природе, там, где они и должны жить.
- Но все-таки нет такого, что - эх, я ж тебя с самых пеленок воспитывала, а теперь ты улетаешь?
- Ну, бывает.
Разумеется, пернатых гостей привезли на форум не красоты ради. Вымирающий вид, красная книга. Потому проводят на ВЭФе уже третий год подряд отдельный форум - «День сокола», где эксперты из разных стран обсуждают вопросы сохранения редкой птицы. Текущую повестку никто не скрывает.
Умар Рамазанов, директор департамента развития особо охраняемых природных территорий Минприроды РФ: «Взаимодействие с международными организациями. Сделать более оперативным принятие решений на международном уровне. Это единая система учета, генетическая база данных соколиных в тех же центрах, чтобы была возможность оперативно отслеживать и обмениваться информацией. Это, я думаю, самое основное».
Благо программы по сохранению популяции работают исправно. Юных соколят, рожденных в неволе, питомники активно возвращают в дикую природу. Сбили ажиотаж и среди браконьеров, переведя спрос на покупку редкой птицы в легальное поле. По строгим правилам, конечно же.
Мария Куликова, заместитель директора Росзаповедцентра Минприроды РФ, руководитель проекта «Дом сокола»: «Из дикой природы изымать нельзя — это уголовная ответственность. А в питомниках птицы, рожденные после четвертого поколения, можно продавать. Возможно, я даже сейчас ошибаюсь в цифре, но примерно так. Когда это легализовано, мы, тем самым, искореняем браконьерство и, надо сказать, что как раз Ближний Восток в первую очередь трепетно относится к тому, чтобы это было все легализовано».
Понять вовлеченность арабских представителей нетрудно. Среди народов Персидского залива — эта птица священна. И нередко выступает духовным компаньоном для своих хозяев. Дом скола, однако, не только пернатым посвящен. Привлечь внимание к вопросам сохранения вымирающих животных Дальнего Востока в целом — одна из важных целей. Красная книга, говорят организаторы, одна из тех, которой хорошо бы прохудиться.
Сергей Комаров, Максим Малыгин, «Вести:Приморье».