Не стоит думать, что терроризм – это что-то далекое

Не стоит думать, что терроризм – это что-то далекое

3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Страна вспоминает трагические события в городе Беслан – один из самых страшных, бесчеловечных и циничных терактов в истории. Стоит вспомнить, что накануне в том же 2004 году в России были осуществлены другие  теракты, которые, возможно, были подготовкой к захвату бесланской школы.  6 февраля прозвучал взрыв в московском метрополитене.  9 мая – взрыв в Грозном во время празднования Дня Победы. В конце июня состоялось нападение боевиков на Назрань. 24 августа произошёл взрывы двух пассажирских самолётов, и в тот же день срабатывание взрывного устройства на остановке в Москве. 31 августа - взрыв около станции столичного метро.

Действия российских властей по освобождению заложников в Беслане регулярно подвергаются жесткой критике со стороны различных средств массовой информации, преимущественно прозападной направленности.  Звучат прямые обвинения в халатности сотрудников МВД и спецслужб России, в искажении информации о тех событиях, в невнимании руководства страны к пожеланиям своих граждан, в ущемлении их «права на жизнь».  Для формирования обвинений в адрес руководства нашей страны откровенно эксплуатируются чувства родственников погибших и пострадавших, на эмоциях широкой международной общественности исключительно из политических соображений раздуваются антироссийские настроения.

Однако предположим невероятное. Допустим, что Москва пошла на уступки террористам и в итоге спасла бы большинство заложников.  Каковы бы были последствия такого варианта развития событий?  В западных СМИ опять появились бы антироссийские  публикации, но иного характера.  Кремль обвинили бы в соглашательстве с бандитами, в слабости и неспособности бороться с агрессией.  Показали бы интервью с организаторами теракта,  «поставивших на колени» (так бы это звучало в их выступлениях и в прессе) руководство крупнейшей в мире страны. 

И, самое главное, разве это остановило бы террористов?  Предположим, они бы даже добились выполнения своих требований: вывод объединенной российской группировки вооруженных сил из Чеченской Республики, признание ее независимости, уход в отставку Президента РФ. Почему бы  тогда не организовать в России, новые теракты, по такой же или еще более жестокой схеме, с новыми жертвами и новыми требованиями.  Почему бы теперь не потребовать присоединения к свободной Ичкерии всех республик Северного Кавказа, Кубани, Ставрополья.  Да и на этом, зачем останавливаться?   Множественные теракты могли захлестнуть всю российскую территорию.

Большинство граждан нашей страны хорошо помнят то, что произошло тогда в маленьком городке на юго-западе России. 1 сентября 2004 в честь начала учебного года дети, их родители и родственники, учителя и гости пришли в бесланскую школу № 1 на День знаний.  Сразу после начала праздничной линейки на школьный двор въехали автомашины, в которых находились десятки боевиков. Стреляя из автоматов, террористы окружили детей и взрослых, избивая их прикладами, загнали в здание учебного заведения.  Лишь очень немногим удалось под звуки выстрелов убежать за пределы школьной территории. 

В плену оказались более 1128 человек, большая часть которых – дети, в том числе в грудном возрасте. Заложники были заключены в школьный спортзал и другие помещения, которые вскоре были заминированы.  Взрыватели контролировались несколькими террористами, смерть любого из которых должна была привести к автоматическому срабатыванию нескольких взрывных устройств. Представителям российских властей сообщили, что за каждого убитого ими бандита расстреляют 50 заложников, за каждого раненого – 20, за отключение электроэнергии и водоснабжения – 10, за пять убитых боевиков - взорвут всю школу.  Из окон учебного заведения по прилегающей территории велся беспорядочный огонь из автоматического оружия и подствольных гранатометов. Дети использовались в качестве живого щита.

Несколько оказавшихся в плену мужчин для устрашения или при неподчинении приказам были расстреляны в первые же часы.  Боевики оказывали постоянное психологическое давление на заложников, подвергали их оскорблениям и унижениям, лишили не только пищи, но и воды, запрещали ходить в туалет, своими действиями целенаправленно создавали атмосферу ужаса и безысходности.  Несколько раз в школе звучали незапланированные боевиками одиночные взрывы.

Различные альтернативные предложения со стороны специально созданного Оперативного штаба относительно условий освобождения заложников категорически отвергались террористами.

Только 2 сентября удалось договориться об освобождении 26 человек из числа женщин и детей возрастом до 2 лет, детей до 7 лет отказались освободить.  К концу этого дня заложники полностью обессилили и не реагировали на угрозы и требования бандитов.  После полудня 3 сентября в соответствии с ранее достигнутой договоренностью начали эвакуацию из школы трупов убитых террористами мужчин.  В ходе проведения этих действий внезапно в помещениях школы раздались сразу 2 взрыва, возник пожар, заложники под пулями боевиков начали выбегать из здания.  В связи с возникновением критической ситуации для подавления ведших беспорядочный огонь террористов и оказания помощи спасающимся людям оперативно-боевые группы ФСБ России начали штурм.  Только к полуночи все террористы были обезврежены.

В результате погибли 334 человека, в том числе 186 детей.  Последствия ужасны: огромное количество погибших и раненых, десятки стали инвалидами.

Что сделали бы в этой ситуации наши западные коллеги?  Смогли бы они добиться лучших результатов в ситуации, не имеющей аналогов в мировой практике борьбы с терроризмом. Может Голливуд снимет фильм по фактически готовому  сценарию, и продемонстрирует более эффективные меры, которые в аналогичной ситуации предпримет Вашингтон?

Единственный способ избежать столь тяжелых последствий – это предотвратить подобные теракты.  Для этого Россией сразу же были предприняты срочные меры.  До конца 2006 года проведены операции по ликвидации 40 главарей банд высшего и среднего звена, в том числе таких известных как Масхадов, Садуев, Сайдуллаев, Самбиев, Читигов. Последним стал Шамиль Басаев, публично взявший на себя ответственность за организацию акции в Беслане и  других терактов в России.

Борьба с терроризмом и сегодня является приоритетной задачей для силовых структур нашей страны, начиная от Службы внешней разведки и заканчивая Министерством внутренних дел РФ.  Огромное внимание этой деятельности уделяется на всех уровнях власти российской государственной машины.

Но не стоит забывать и о том, что противодействие терроризму в значительной степени основывается на отношении общества в целом, а также каждого конкретного ее представителя к указанной проблеме.  Информацию, на основе которой проходит обнаружение и ликвидация террористов и экстремистов, силовые ведомства получают от обычных рядовых граждан, понимающих всю серьезность этой проблемы.  Действительно, действия террористов могут перечеркнуть, перевернуть и лишить смысла жизнь любого человека, независимо от его социального статуса, достатка и положения в обществе.  Все равны перед этой проблемой, и каждый гражданин, столкнувшись с признаками подготовки возможного теракта, вербовки в бандитские формирования или экстремистские сообщества, может оказать неоценимую и вполне посильную помощь в предотвращении трагических событий, спасти жизни сотен людей, в том числе, возможно, своих друзей и близких.

Не стоит думать, что терроризм – это что-то далекое и никак не связанное с нашей жизнью на Дальнем Востоке России.  Да, мы несколько удалены от Центральной Азии, Сирии, Афганистана, Ливана, Ирака, даже от Филиппин и Индонезии, других стран и регионов, в которых в основном базируются и ведут свою деятельность наиболее известные международные террористические организации.  Не стоит забывать, что они активно взаимодействуют друг с другом, и сфера деятельности многих из них имеет глобальный характер.  При развитии современных коммуникаций любая точка планеты может рассматриваться ими в качестве места будущего теракта.

Автор - Мякишев Максим, главный специалист Экспертно-аналитического центра ДВФУ, сектор противодействия экстремизму

 

В случае возникновения ситуаций, указывающих на признаки подготовки теракта, проведения вербовочной работы террористами или экстремистами обращайтесь по телефонам:

- в Управление ФСБ РФ по Приморскому краю, дежурный: 8 (4232) 21-72-12, телефон доверия: 8 (4232) 22-45-86,

- в Управление МВД РФ по Приморскому краю, единый экстренный канал помощи для любых операторов мобильной связи 102/112, телефон доверия:8 (423) 240-10-00.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.