«Территория дружбы»: Русские переселенцы в селе Богополь. Видеорепортаж Ольги Катренко

Первое село в Кавалеровском районе — Богопо́ль — основали русские переселенцы. И по сей день там живут потомки семейств, приехавших из самого сердца Российской Империи. Как и прадеды, они занимаются крестьянским трудом. Но, что удивительно, глубоко изучают историю родной земли, собирают малейшие свидетельства близкой им старины, восстанавливают русские традиции.

Главное, что восстановили внуки и правнуки первых переселенцев, после нового смутного времени — это храм. На прежнем фундаменте, практически в тех же архитектурных формах. Стрельчатые греческие окна, арки. Им, конечно же, не хватило средств, чтобы довести всё до блеска. Линию ремонта ярко фиксируют солнечные лучи. Но Божий дом в Божьем поле — просто чудо какое-то. Отец Анны Емелиной, сельский столяр, ровно на этом месте, когда-то многое для земляков своими руками сделал — добрая энергетика.

Анна Емелина, староста сельской церкви: «А мама моя работала на полях, так же, как все женщины».

Некрыловы и Винокуровы объединились еще по пути в Дальние земли Востока. Имена их на славном богопольском монументе: камень, памятная табличка. Осуществляли этот краеведческий проект всем миром. Как и сто с лишним лет назад, стараются в Богополе держаться бок о бок, русские корни сберегают общественной инициативой. Решили однажды — быть народному хору, теперь поют о родном селе:

«Поколению предков далёких приглянулась эта земля, сенью храма селенье украшено — золотые блестят купола, Божьим именем Господа нашего нареклась деревенька моя. Божье поле, Богополье, Богополь!»

Они собираются в клубе и насущные проблемы обсудить, и спланировать, например, как помочь земляку в очередной его интересной задумке. Автор камня переселенцев, Юрий Панасюк, предлагает установить на въезде в Богополь рукотворный знак. Сам-то водитель. На грузовиках тысячи километров по всей России прошёл и за её пределами. А на пенсии плотно взялся за артефакты, которые много лет собирал. Вот гордость его, мечта профессиональных этнографов: улей начала 20-го века. Этот именной, первопоселенца Дональда Трофимовича Шведа.

Юрий Панасюк, основатель народного музея с. Богополь: «Смотрите, сам паз — ласточкин хвост, сейчас так никто никогда не будет делать. Из цельной массивной древесины вот это вот! Смотрите, чтобы дно не треснуло — это пропилено, это инструмент, умение, усидчивость».

Из кузнечного дела, наверное, самая солидная часть его коллекции. Работа первых богопольских молотобойцев: резак для соломы или вот этот колун для дранки, которой покрывали деревенские крыши.

«Его трогаешь, видишь, завернули в кузнице. Может, кому не понять, а мне приятно держать. Всё же люди умели». 

Богополь тем и хорош, что уважает и ценит корневое прошлое. Опираясь на опыт прадедов, стараются здесь поддержать оптимистичный общественный настрой. Верят, что все вместе доведут до ума храм. Верят в дружбу, добро и справедливость.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.