"Особый взгляд": загадочная дата - 22 сентября
Авторская программа приморского журналиста, публициста и краеведа Андрея Островского. Современная интерпретация событий прошлого, которые повлияли на ход истории Приморья, а также анализ текущих политических и социальных явлений.
День осеннего равноденствия
Добрый день! Как всегда, в это время в эфире программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Календарная осень продолжается уже три недели, однако с астрономической точки зрения начинается она только сейчас. 22 сентября – день осеннего равноденствия, когда темное и светлое время суток делятся ровно поровну; при этом, как мы все хорошо понимаем, дальнейшее развитие событий будет складываться отнюдь не в пользу последнего, то бишь света. Впрочем, как сказал поэт: «печаль моя светла».
Равноденствие – что осеннее, что весеннее, мартовское – всегда, мне кажется, подчеркивают некий баланс, на котором, собственно, все в мире и держится. Чет и нечет, аверс и реверс, свет и тьма – очевидно, что всего должно быть примерно поровну. Как говорится, что б делало добро, коль не было бы зла. Идеальный мир, не отбрасывающий теней, просто страшно себе представить: что может быть ужаснее?.. А потому и равноденствие, по большому счету, - всего лишь некий условный рубеж, доказывающий исключительно тот необратимый факт, что жизнь неуклонно продолжается.
Правда, кажется, что именно с этого дня листва желтеет куда стремительнее, да и первые ночные заморозки, уже случившееся в северных районах края, куда быстрее начинают смещаться на юг. И, кстати, если у нас равноденствие – не более, чем вскользь отмечаемый астрономический факт, то у соседей, как говорится, за речкой, то бишь в Японии, это вполне официальный государственный праздник и выходной день. И в нем есть не только медитативная созерцательность осенних красот, но и философская глубина, ориентированная на поминание предков.
К слову, о заморозках, которые до нас, до южного Приморья, слава богу, еще не добежали. 22 сентября отмечено в календаре не только, как рубеж равноденствия. Именно с этого дня начинается отрезок, который называется 100 дней до Нового года. Формула весьма расхожая: в кино это называется 100 дней после детства, в армии – 100 дней до приказа. Как ни крути, но это вызывает ощущения, связанные с чем-то очень близким, которое вот-вот наступит. Да и почему нет? 100 дней пролетят со скоростью пули, и оглянуться не успеем. Дни и недели мелькают ведь безостановочно, успевай только бегунок на календаре передвигать. Так что и нынешняя отсечка, показывающая, что до Нового года осталось ровно сто дней, хоть и носит условный характер, напоминает и о быстротечности времени, и о том, что 2025-й отнюдь не за горами.
Повода расстраиваться здесь, очевидно, никакого нет; если и есть для чего-то повод, то скорее для того, чтобы задуматься – вот и первая четверть XXI века фактически пролетела. Вот на какие философствования наводит неприметная, казалось бы, дата – 22 сентября. А казалось бы – всего лишь осеннее равноденствие и 100 дней до Нового года…
Впрочем, выпадает на это число немало и других занятных и памятных дат; о нескольких из них мы сейчас непременно поговорим.
Аляска наша!
Ровно 240 лет назад, день в день, 22 сентября 1784 года на Аляске было основано первое русское поселение. Присматриваться к этой земле Россия начала значительно, практически на полвека раньше, еще во время знаменитых беринговских экспедиции, но тут, как говорится, пришло верное время. Наступило это время во время экспедиции известного иркутского купца Григория Шелихова, человека потрясающей судьбы, инициативы и энергии. Он не дожил и до 50, однако для освоения северо-западной части американского континента (когда нога европейских исследователей сюда и близко не ступала) сделал чрезвычайно много. Занятно, что по меркам российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга – жил Шелихов в ужасной глуши, в Восточной Сибири. Однако планы его простирались чуть ли не полпланеты, или, если так можно сказать, известного на тот момент мира – до Китая, юго-восточной Азии и Индии. А тот мир, что был неизвестен или малоизвестен он открывал и осваивал сам. Так и произошло 22 сентября 1784 года, когда в ходе своей экспедиции в северо-восточную часть Тихого океана Шелихов основал на прилегающем к Аляске острове Кадьяк первое постоянное русское поселение, названное, как и открытая гавань Трехсвятительским, - в честь одного из кораблей экспедиции.
История живой, жилой, обжитой Русской Америки – от Аляски до Калифорнии - растянулась на добрых 80 лет и до сих пор заслуживает детального описания; ибо в нашей европоцентричной стране восточная, а тем более северо-восточная часть истории представляется, если не полузабытой, то изрядно сокращенной и обрезанной. А между тем, признаем, что в массовом сознании за исключением поэмы Вознесенского да рок-оперы «Юнона и Авось», которой и так уже полвека, толком-то ничего и нет. Это, как бы сказать, обидно.
Между тем, когда продали Аляску, Владивостоку было всего семь лет. И те, кто приращивал, осваивал и защищал этот регион – Муравьев-Амурский, Невельской, Завойко и многие другие – Аляску, по определению, имели в виду. Не секрет и то, что после вывода, - пусть и немногочисленных, но все-таки – русских военных гарнизонов с Аляски и прилегающих островов часть из них была переброшена именно сюда, на юг нынешнего Приморского края. Эстафета прослеживается совершенно прямая. Сил у Российской империи в регионе тогда на все не хватало, ближайшие настоящие военно-морские базы, по сути, находились на Балтике, и чтобы сохранить спешно осваиваемый и заселяемый юг Дальнего Востока приходилось не распылять силы, а концентрировать их в определенных местах, и чем-то, понятно, надо было жертвовать. Так что исторически-последовательная связь у нас с Аляской абсолютно неразрывная. А что касается бухты и места, где появилось первое русское поселение, то они в США внесены в список национальных исторических памятников.
Всемирный день без автомобиля
Ну, и на коду еще одно событие, привязанное к этому дню. Причем, если во всем мире оно воспринимается достаточно серьезно, то во Владивостоке, боюсь, может восприниматься только со смехом. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Вот уже почти полвека во всем мире, а последние двадцать лет и в России 22 сентября отмечается как Всемирный день без автомобиля. С точки зрения экологических движений, урбанистики, современных городских пространств и иных актуальных, так сказать, трендов такой день вполне вписывается в повестку.
Запутанная история, которая проще всего описывается нашей любимой присказкой: это Владивосток, детка!
А это была программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Берегите себя, пожалуйста, и будьте здоровы и тогда, я надеюсь, ровно через неделю мы непременно вновь встретимся в эфире.
Удачи!