19 апреля 1970 года на Волжском автомобильном заводе собрали первый автомобиль "Жигули" ("копейка"). Дата дня

19 апреля 1970 года на Волжском автомобильном заводе собрали первый автомобиль "Жигули" ("копейка"). Дата дня

54 года тому назад в нашей стране появились первые «Жигули» или легендарная «копейка» (ВАЗ-2101), сообщают «Вести:Приморье» об исторической дате отечественного автомобилестроения.

Название «Жигули» предложил конструктор Алексей Чёрный, его также утвердил директор Волжского автозавода ещё в начале 1967 года. Название автомобиля берёт начало от названия местности Жигулёвские горы — возвышенности на правом берегу Волги, расположенной напротив города Тольятти, в котором и производилась машина.

В народе ВАЗ-2101 носил два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной — «копейка», в честь самой мелкой советской монеты.

Прототипом советского автомобиля ВАЗ-2101 послужил итальянский Fiat-124, который в 1967 году был признан «Автомобилем года» в Европе. Однако после тестирования в Советском Союзе выяснилось, что для адаптации к местным условиям «итальянец» требует значительных доработок и усиления. В результате испытаний в автомобиль внесли более 800 конструктивных изменений.

Модификации подверглась подвеска: изменена кинематика, усилены многие детали, включая пружины и шаровые опоры. Дорожный просвет увеличен с европейских 130 до 175 мм. Кузов был укреплён вместе с подвеской, и вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждой стороны) стало четыре.

После всех доработок машина стала тяжелее на 90 кг, но это компенсировалось установкой более мощного двигателя. Также был предусмотрен «кривой стартер», адаптированный к российским условиям. В сцеплении наружный диаметр фрикционных дисков был увеличен с 182 до 200 миллиметров, а в коробке передач установили усиленные синхронизаторы. Вместо сигнальной лампы перегрева двигателя, используемой итальянскими производителями, был установлен указатель температуры охлаждающей жидкости.

Для производства комплектующих на ВАЗ-2101 требовалось освоение в Советском Союзе новых технологических стандартов. Это касалось марок сталей, пластмасс, смазочных материалов и резины. Поэтому конструкторам разрешили использовать не советские ГОСТы, а итальянские технические условия.

В связи с этим на автомобилях ВАЗ-2101 первых выпусков можно обнаружить маркировку Fiat и других зарубежных компаний (Bakony, Weber, Stars, Cigala & Bertinetti и пр.). Компания Magneti Marelli изначально поставляла стеклоочистительные рычаги, а замки зажигания с защитой от угона, радиоприёмник Videoton RD-3602 и моторчики стеклоочистителей поступали из Венгрии.

Именно 19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода съехали первые шесть седанов ВАЗ-2101 "Жигули". Два из них были синего цвета, и четыре – вишнёвых. Продажи новинки начались в августе 1970 года, а всего с 1970 по 1988 годы завод выпустил около 4,8 млн ВАЗ-2101 и его модификаций.

С 1971 года автомобиль поставлялся и на экспорт. Первая партия автомобилей была отправлена в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР в то время.

Однако при отправке на экспорт производитель столкнулся с тем, что в странах Западной Европы название «Жигули» не звучало и вызывало не лучшие ассоциации.  Так, для экспорта бренд переименовали в LADA.

Подготовила Кристина Ермакова.

Источники:

https://smotrim.ru/article/3310208

https://smotrim.ru/article/2400494

https://ru.wikipedia.org/wiki/ВАЗ-2101

https://dzen.ru/a/Yy3DtqAXxhIWxMcy

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.