Премьера комедии «Ревизор» Николая Гоголя состоялась 1 мая (по новому стилю) 1836 года. День в истории

19 апреля [1 мая] 1836 года в Александринском театре Санкт-Петербурга прошла премьера пьесы Гоголя. Это значимое событие для литературной жизни и театральной жизни России XIX века, не менее значимо и для дня сегодняшнего в год 225-летия Николая Васильевича Гоголя, великого русского писателя и литератора, сообщают «Вести:Приморье» со ссылкой на портал «Культура.ру»
В тот год, 188 лет назад, комедия «Ревизор» наделала много шуму. На петербургской премьере присутствовал сам российский император Николай I. После премьеры «Ревизора» император заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!»
Традиционно считается, что сюжет «Ревизора» Николаю Гоголю подсказал сам Александр Пушкин: он рассказал молодому писателю анекдот о проезжем господине, выдававшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей.
Гоголь написал «Ревизора» всего за пару месяцев и в январе 1836 года уже читал свои первые черновики знаменитым литераторам, среди которых собрались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тургенев. Они хохотали до слёз. Однако среди критиков в тот вечер были и те, кто не сумел или не захотел разглядеть в комедии Гоголя ничего смешного.
Итак, на сцене Александринского театра в премьере «Ревизора» участвовали: Городничий — Сосницкий (игравший в этой роли с 1836 года много сезонов, до периода возникновения фотографий), Анна Андреевна — Сосницкая, Марья Антоновна — Асенкова, Ляпкин-Тяпкин — Григорьев 1-й, Земляника — Толчёнов, Бобчинский — Мартынов, Хлестаков — Дюр, Осип — Афанасьев, Пошлёпкина — Гусева.
Императору постановка очень понравилась, более того, как считают критики, положительное восприятие венценосной особой рискованной комедии впоследствии благотворно сказалось на цензурной судьбе произведения Гоголя. Комедия Гоголя поначалу была запрещена, но после апелляции получила высочайшее дозволение к постановке на российской сцене.
13 марта «Ревизор» был разрешен к печати, отдельное издание комедии цензурировал А. В. Никитенко.
Сам Гоголь отзывался о пьесе так: “В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах… и одним разом посмеяться над всем”.
Однако Гоголь был разочарован премьерой и отказался участвовать в подготовке московской премьеры, которая прошла с огромным успехом.
После провалившейся, по мнению Гоголя, постановки он захотел раскрыть актёрам и всем, кто в будущем решит поставить его пьесу, своё понимание созданных им ролей и написал огромное количество дополнительных материалов к комедии: «Театральный разъезд после представления новой комедии», «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после представления «Ревизора» к одному литератору», «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора”». В своих руководствах особое внимание Гоголь уделял финальной немой сцене: «Последняя сцена не будет иметь успеха, пока не поймут, что это просто немая картина, представляющая собой окаменевшую группу… Испуг каждого героя не похож на испуг другого, как непохожи степень боязни и страха каждого». По рекомендациям Гоголя, актёры должны прежде всего «стараться понять общечеловеческое выражение роли, должны рассмотреть, зачем призвана эта роль».
Но самое главное, что после премьеры в Александринском театре автор ещё долгое время дорабатывал пьесу. Текст «Ревизора» в том виде, который мы читаем сегодня, был написан только к 1842 году.
Подготовила Елизавета Архипова.
Источники
Очень нервный вечер. Как Николай I и Гоголь постановку «Ревизора» смотрели
185 лет назад 19 апреля 1836 г. состоялось первое представление «Ревизора» в Александринском театре
БИБЛИОБУС ВИРТУАЛЬНЫЙ. ЧИТАЛЬЦЫ ЛЮБИМЫЕ