Приморье уверенно движется к безопасной индустрии морских прогулок. Интервью

Каждый год тысячи туристов приезжают в Приморье, чтобы отдохнуть на море и насладиться морскими прогулками. Многие стремятся отправиться на острова или просто выйти в открытое море на катере или яхте. Однако прошлогодний сезон показал, что значительная часть экскурсий проводится нелегально, без соблюдения правил и норм безопасности. Для решения проблемы власти организовали масштабные рейды и проверки совместно с различными ведомствами, в результате которых было выявлено и остановлено много случаев нелегальной деятельности.

В студии — Юрий Нурмухаметов.

Гость: Виталий Филиппов, Приморский транспортный прокурор.

Яхтенный бизнес - "серая" зона

Юрий Нурмухаметов:

- Добрый день уважаемые телезрители и радиослушатели в студии «ГТРК Владивосток» Юрий Нурмухаметов.

У меня в гостях Приморский транспортный прокурор Виталий Викторович Филиппов.

Здравствуйте!

Виталий Филиппов

- Здравствуйте!

Юрий Нурмухаметов:

- Виталий Викторович, в преддверии нового сезона, когда во Владивосток и Приморский край приезжает большое количество туристов, все начинают активно отдыхать на море. Конечно же, каждый мечтает о чём-то особенном: выйти в море, прокатиться на плавсредствах, посетить острова или полюбоваться знаменитыми мостами. Очень много людей стремится совершить морскую экскурсию именно на каком-нибудь водном транспорте. Однако в прошлом сезоне мы столкнулись с проблемой: большинство предоставляемых услуг находились вне официальных схем регулирования. Эта сфера стала своего рода "серой зоной": многие туристы катались на судах, которые не соответствовали требованиям безопасности. Вы знаете, что происходят изменения в данной области. Что конкретно делается для приведения всех услуг к нормативной базе? Как обеспечить получение лицензий, соблюдение требований безопасности? Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что уже сделано и какие итоги минувшего сезона?

Виталий Филиппов:

- Да, Юрий, конечно, хочется рассказать о наших достижениях. Безусловно, морские прогулки — это особая изюминка путешествий в Приморье, помимо традиционного пляжного отдыха. Редкий турист откажется от такой возможности, особенно иностранцы. Например, китайские туристы — число которых растёт ежегодно — охотно пользуются этими предложениями.

Прошлый год запомнился нам целым рядом серьёзных мероприятий, проведённых в течение навигационного периода под нашим руководством. Совместно работали Управление Росстранснадзора, Организационная инспекция маломерных судов, Транспортная полиция и Приморский следственный отдел на транспорте. Наши усилия включали проведение совместных рейдов и профилактических мероприятий, в ходе которых проводились разъяснительные беседы. Итоги прошедшего сезона показали, что деятельность нескольких нелегальных коммерческих перевозчиков была успешно пресечена.

Проблема заключалась в массовой организации незаконных экскурсионных рейсов. Часто на маломерных судах вместимостью до 12 пассажиров оказывалось свыше 50–55 китайцев и россиян одновременно. Такая колоссальная перегрузка представляла реальную угрозу безопасности. Совместные рейды позволили остановить такие рейсы, виновники были привлечены к административной ответственности согласно законодательству ГИМС и Росстранснадзора. Мы также обратились в суд с иском относительно трёх наиболее злостных перевозчиков, потребовав запретить коммерческое использование их судов. Суд принял нашу сторону и постановил запретить указанным лицам эксплуатацию маломерных судов в коммерческих целях.

Распространителей рекламы штрафуют первыми

Юрий Нурмухаметов:

- Конкретных судов, получается, с конкретными номерами, да?

Виталий Филиппов:

- Да, с конкретными номерами. Мы действительно акцентировали внимание на самых откровенных нарушениях — тех случаях, когда перевозчики буквально набивали суда пассажирами на глазах у всех. Именно их мы привлекли к ответственности первыми. Далее расскажу подробнее о требованиях безопасности, но пока отмечу вот что важное: информация о таких поездках распространяется через разные каналы.

Китайские туристы часто получают сведения от своих гидов-китайцев, а русские туристы ориентируются на публикации в соцсетях и пабликах. Мы уже обратили внимание и на этот аспект. Одного распространителя рекламы штрафовали за размещение объявлений о нелегальных услугах. Они ведь публикуют объявления, не заботясь о наличии у перевозчиков необходимых разрешений и лицензий. В этом году начали дополнительно работать с владельцами стоянок маломерных судов. Этот процесс только стартовал, но мы уже видим позитивные сдвиги. Начинается новый туристический сезон, и мы замечаем постепенное улучшение ситуации с перевозкой пассажиров на небольших судах.

«Получите лицензию, не перегружайте лодки и будьте ответственнее»

Юрий Нурмухаметов:

- Прошлый год был годом предупредительной работы. Контрольно-надзорные органы выявляли тех, кто грубо нарушает правила перевозок и не имеет необходимой лицензии на оказание коммерческих услуг. Хотя официально речь шла не столько о неплательщиках, сколько о систематических нарушителях закона. По факту, подавляющее большинство — около сотен судовладельцев — получили предупреждения профилактического характера: «Получите лицензию, не перегружайте лодки и будьте ответственнее». Несмотря на это, общее количество крупных судов продолжает расти в Приморском крае. Их можно условно разделить на две категории: короткие морские прогулки продолжительностью час-два и рыболовецкие шхуны, предназначенные для выезда на рыбалку.

Оба типа судов несут значительные риски, учитывая специфическое расположение Владивостока между двумя крупными заливами, где смена направления ветра вызывает высокие волны. Зачастую туристы не осознают реальной опасности плавания в открытом море. При этом многие владельцы и капитаны недостаточно внимательно относятся к погодным условиям, полагаясь исключительно на прочность своих судов или надеясь осторожно пройти неблагоприятные участки. У меня возникает следующий вопрос: насколько чётко установлена ответственность владельцев и капитанов судов?

Нередко бывает ситуация, когда капитан судна, перевозя туристов, формально не связан с собственником. Собственник легко может заявить: «Отдал другу корабль попользоваться, не знал, кого тот набрал». Возможно ли ввести дополнительные меры контроля или установить связь между ответственностью владельца и капитана судна?

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]