Девочка с гусенком, Индира Ганди и мальчик в панамке. О выставке фарфора - под музыку советского детства
Почему гусь схватил девчушку за юбку — еще предстоит разобраться. Приглядевшись поближе, замечаем у нее на руках гусенка. Целый сюжет, любознательности и защиты своего потомства - воплощен в фарфоре!
Арина Фомичева, куратор выставки, руководитель выставочных проектов Антикварной галереи «Раритет», так рассказывает об экспозиции: «Конечно, это очень тонкая ручная работа — создание основной формы. То есть мастер лепит предмет, скульптуру, выверяя все детали. Затем создается форма, отливается. Каждая скульптура проходит обжиг в несколько ступеней по очень высокими температурами. Затем дело переходит к художнику, который подбирает на свой вкус и видение все эти цвета, все эти детали. И конечно, создается абсолютно уникальный предмет. Такого рода — невозможно найти аналоги».
Разглядывая эти фигурки, зрители словно всматриваются в свое счастливое советское детство — в коротеньких платьицах, с мячами, скакалками, книжками, которые читает мама, и с собакой в обнимку, с шашками-шахматами и девизом «Учиться, учиться и учиться!».
Анастасия Муравьева, зритель, говорит о своих чувствах: «Очень понравилась девочка «Первый счет». Ну настолько - даже как она сделала губки — как будто она действительно стоит и считает. Вот казалось бы — скульптура, а насколько передаются эмоции… Замечательно, очень красивая выставка!»
В зале, где обычно выставляют драгоценные экспонаты, в эти дни показывают работы мастеров советских фарфоровых заводов 50-70х годов - из коллекции антикварной галереи «Раритет», давнего партнера Приморской государственной картинной галереи.
Арина Фомичева, куратор выставки, руководитель выставочных проектов Антикварной галереи «Раритет» считает: «Одна из наиболее интересных и дорогостоящих скульптур на нашей выставке — это «Индира Ганди и пионеры». Она достаточно знаковая в истории советского фарфора, это скульптура была выпущена в честь визита Индиры Ганди в Советский Союз».
Юный пионер повязывает галстук высокой гостье — была такая традиция. Эта выставка — о времени, когда дружба народов отражалась на гербе страны, когда милиционер ассоциировался с Дядей Степой и был символом доверия к власти. Когда мальчишки мечтали о дальних плаваниях, службе на границе и знали, что такое «мужской разговор».
Николай Щербаков, зритель (Москва), рассуждает: «Какая-то из фигурок, здесь представленных, обязательно была в каком-о советском доме».
Любовь Щербакова, зритель (Москва), вспоминает: «Фигурка Пушкина Александра Сергеевича была в каждом доме. Я просыпалась и засыпала, глядя на Пушкина, вспоминая все произведения, которые я знала наизусть».
Николай Щербаков, зритель (Москва), также объясняет свое видение: «Но кроме того, само направление этого искусства было таково, что оно вселяло жизнерадостность, оно вселяло уверенность в будущем. Вот этого как раз в настоящем времени не хватает. Поэтому мы приходим сюда с ностальгией по прошлым временам, ну и конечно, с надеждой».
Более 60-ти изящных статуэток, от которых не оторвать глаз — дружные, спортивные ребятишки из тех времен, когда зимой на окнах еще были морозные узоры, а летом — каникулы у бабушки в деревне.
Мы видим сцены, где дети проявляют самостоятельность — где они умываются, заботятся о себе, учатся, читают — то есть это целенаправленные правильные ребята, которые стремятся к большему, к светлому.
Екатерина Верещагина, научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи, делится своими воспоминаниями: «В детстве у меня была подобная статуэтка на серванте, и я всегда думала, что это милая девочка, которая поливает цветы. Но сейчас я выяснила, что это юный садовод. Это просто мальчик в панамке, который своей лейкой поливает клумбу. И это действительно, эти панамки, которые мы видели в фильмах, на картинках 50 - 60-х годов XX века. Конечно, это очень трогательно, очень мило. Здесь есть, что рассматривать, много мелкой пластики. Сразу вспоминается крой, мода тех лет — пальто, шапки, детские игрушки — все, что находится в руках этих фарфоровых малышей, оно вызывает целую лавину ассоциаций».
Для сравнения зрителям представлена небольшая коллекция датского фарфора. То же любование малышами в коротких штанишках, то же удивительное мастерство в передаче жестов — но лица почти не прорисованы — это дети «вообще»...
«Детство — чудесная пора» - так назвали выставку. Ее герои — это юные пловчихи, лыжники, хоккеисты, и просто малыши в играх всех времен года. Здесь царит не только ностальгия о светлом прошлом, но и восхищение мастерством художников советских фарфоровых заводов.
Екатерина Верещагина, научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи, говорит: «Обратите внимание — мальчик вот-вот бросит снежок. Казалось бы, это статика, но чувствуется энергия, детский задор, озорство. И эти работы очень напоминают советскую детскую иллюстрацию, мы сразу вспоминаем те книги, которые мы читали в те юные годы».
Отыскать Дениску Кораблева в фарфоре или героев Чуковского — можно спустившись в подземный зал Приморской картинной галереи на Алеутской. Ориентир — яркая афиша-флаг, которую колышет веселый ветер. Главное — взять в этот культпоход детей и внуков.
Оксана Данилюк, Александр Казанцев, «Вести:Приморье».