Восточный натиск сметает врага. Совместный проект «Вести: Приморье» и «Боевой вахты
Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.
Линия боевого соприкосновения постоянно движется. В зоне ответственности группировки войск «Восток» она неумолимо смещается, продавливая оборону противника. Это движение вперёд, идущее сквозь выжженные поля и руины бывших сёл, цепляющееся за каждый овраг и лесополосу. Именно такую тяжёлую, методичную работу ведут бойцы отдельной гвардейской мотострелковой бригады общевойсковой армии из Республики Бурятия. Цель у них одна — давить, вытеснять, очищать землю от неприятеля и выполнять боевые приказы, чего бы это ни стоило.
В первых рядах этого стального потока — штурмовики. Командир одного из отделений, боец с позывным «Фаер», находится в зоне специальной военной операции не первый год. Для него это давно уже привычная ратная работа. За плечами — десятки боевых выходов. Он своими глазами видел, как противник меняет тактику и какое новое западное вооружение появляется на фронте, чтобы затем стать трофеем. Одна из задач, которые он выполнял со своей группой, — освобождение населённого пункта Приволье.
«Фаер» говорит об этом с той сосредоточенной рассудительностью, что свойственна опытному воину, для которого боевые действия — это тяжёлая, но понятная работа. Спокойно, взвешивая каждое слово, он раскладывает по полочкам детали недавнего боя.
«Противник встретил нас плотным огнём, — рассказывает он. — Сразу стало понятно, что готовился. Посадки были нашпигованы минами, в домах — скрытые позиции. Но удалось подавить».
Ключевую роль сыграла разведка. «Птички», висевшие в небе, вскрыли большую часть замаскированных точек. Как только по ним прицельно отработала артиллерия, оборона посыпалась.
«Большая часть вэсэушников, надо сказать, долго не продержалась, — продолжает „Фаер“. — После того как их основные огневые точки были подавлены, многие просто сбежали с поля боя. Был и стрелковый бой, но немногие смогли нам противостоять».
Но «немногие» — это как раз те, кто бился до последнего. По словам «Фаера», основной костяк сопротивления составляли не мобилизованные украинцы, а хорошо подготовленные и мотивированные иностранные наёмники. Те, для кого эти боевые действия — циничный способ заработать деньги.
«Наёмники присутствуют, как и по всей линии боевого соприкосновения, — подтверждает командир отделения. — Это французский легион, поляки, англичане. Опознать их можно во время боя, когда ты слышишь их речь. Плюс после штурма находишь шевроны на форме — украинский флаг наполовину и наполовину британский. Как правило, в плен не сдаются. Если начинают огрызаться — путь один, выбор свой сделали».
Когда штурмовые группы вошли в Приволье, зачищая дом за домом, из подвалов начали выходить люди. Испуганные, измученные, голодные. Мирные жители, которые несколько недель или даже месяцев провели под гнётом ВСУ.
«Мирное жители рассказывали о том, как вэсэушники ими прикрывались, — голос „Фаера“ в это момент становится жёстче. — Мы сами видели, как огневые точки оборудованы в жилых домах, откуда ещё не вышли люди. Они используют их труд при создании укрепрайонов, опорников, траншей, окопов. Мужчин и женщин заставляли копать под дулами автоматов. Люди жаловались, что их морили голодом, отбирали последние припасы».
Бойцы делились с вышедшими своими пайками, оказывали первую помощь. Радость в глазах людей, осознавших, что этот кошмар закончился, — вот что даёт силы идти дальше.
Отступая в панике, противник бросал всё. На позициях остались богатые трофеи, красноречиво свидетельствующие о западных поставках: противотанковый ракетный комплекс шведского производства NLAW, американские штурмовые винтовки M4A1, бельгийские FN SCAR. Всё это теперь внимательно изучается, а затем отправится на выставки трофеев.
Однако Приволье, при всей его важности, было лишь звеном в длинной цепи. Самым запоминающимся и тяжёлым испытанием для «Фаера» и его группы стали бои за Шевченко — небольшой, но важный населённый пункт, ключ к Приволью. Без него дальнейшее продвижение было бы невозможным.
То, что произошло там, казалось немыслимым по всем раскладам. Две штурмовые группы общей численностью всего семь человек вышли против целой роты противника, засевшей в обороне.
«Противник активно, так же, как и здесь, использовал FPV-дроны, гексокоптеры, „Бабу-Ягу“. Было нелегко. Нам противостояло около 50 человек. Они пытались баррикадироваться в зданиях, подвалах», — вспоминает «Фаер».
Как такое возможно? Секрет не в слепой удаче, а в высочайшем уровне подготовки, мастерстве, отточенном до автоматизма. У этих штурмовиков нет времени на отдых. После возвращения с задачи сразу начинается чистка оружия, отработка тактики, снова и снова проходит слаживание. Военнослужащие стреляют, двигаются, учатся: каждое выверенное движение — это их жизнь и жизнь товарища.
В том бою семь человек — это была не просто группа бойцов, а отлично сработанная группа. Их подготовка и постоянные тренировки позволили действовать как единый механизм, где каждый военнослужащий понимал манёвр товарища. Они не шли в лоб на пулемёты. Штурмовики применяли отработанную тактику: использовали проломы в стенах, обходили позиции с тыла, что вносило сумятицу в ряды противника. Именно это мастерство позволило сломить врага.
«При штурме любого здания, — объясняет „Фаер“, — сначала проговариваешь: „Сдавайтесь, будете жить!“ Мы всегда даём шанс. В Шевченко в итоге в плен сдались 19 человек. Они сложили оружие и вышли с поднятыми руками, когда поняли, что сопротивление бесполезно. Остальные, кто продолжал стрелять, были ликвидированы, кто-то сбежал».
Эти бои шли не один день. Освободив Шевченко и закрепившись там, группа открыла дорогу для дальнейшего продвижения.
За всей этой стальной выдержкой и профессионализмом стоит простая человеческая мотивация. «Фаера», как и каждого из его бойцов, ждут дома родные и близкие, которые молятся за него. Возможность после задачи выйти на связь, позвонить домой, услышать родной голос — это та ниточка, которая даёт невероятную силу.
Здесь боец не просто выполняет приказ — он защищает свою семью. Его цель — сделать так, чтобы дети никогда не увидели того кошмара, который он видит каждый день в глазах жителей разрушенных сёл. Это борьба за то, чтобы над головами близких было действительно мирное небо.
Российские штурмовики продолжают своё дело. Как бы ни было тяжело, они идут вперёд. Каждый день, проявляя мужество и отвагу, они шаг за шагом вгрызаются во вражескую оборону, приближая победу.
Егор ПАУКОВ.
Фото автора.