"Святыни морей": Человек-легенда с Углегорского маяка 55 лет освещает Татарский пролив. Специальный репортаж Максима Каленника
Телепроект «Вестей: Приморье» «Святыни морей» продолжается. Но на это раз мы устремили свой взор на противоположный берег Японского моря. Сейчас завершается монтаж отснятого материала, а пока - специальный репортаж с Углегорского маяка. Максим Каленник встретился с уникальным человеком. Зинаида Никитична Ревякина уже более полувека включает свет на путеводных башнях Татарского пролива.
С первыми лучами солнца устремляемся в небо. Дистанция небольшая, всего 920 километров, время в пути - 80 минут. По дороге с облаками телепроект «Святыни морей» летит на Сахалин.
В Южно-Сахалинске начинается вторая часть пути - 300 километров в северном направлении. Наш пункт назначения - небольшой городок на побережье Татарского пролива.
По заданию Гидрографической службы ВМФ СССР в 1975 году появляется проект строительства маяка в Углегорском порту. Этот случай интересен тем, что военное ведомство решило установить путеводную башню в первую очередь не для себя. Дело в том, что порт Углегорск - исключительно гражданский. Его миссия: обслуживание грузового и рыболовного флотов. Так вот, проект утвердили, и 23 августа 1977 года с противоположного берега Татарского пролива, из города Советская Гавань, сюда доставили строительную экспедицию и 400 тонн груза.
Его зовут Никита. Никита Ревякин. Он - маячник не по специальности, а по свидетельству о рождении.
Никита Ревякин, начальник маяка Углегорск: "На маяке я здесь живу, как его и открыли, с 80-го года, Прикипел, как говориться, нравится мне эта работа. Решаешь некоторые вопросы сам, отдельно от руководства, далеко, конечно, сам на месте все решаешь. А с другой стороны ты знаешь, что за тебя никто не сделает. Я родился на другом маяке, в Александровск- Сахалинске, в 74-м году, на Жонкиере".
Единственной путеводной башне Углегорска этой осенью исполнилось 40 лет. И если бы не заботливый уход маячников, кто знает, в каком состоянии была бы эта башня сейчас. Ведь советский кирпич агрессивный морской климат не любит.
Никита Ревякин, начальник маяка Углегорск: "Что помните из детства на Жонкиере? - На Жонкиере в Александровске есть моменты, на море бегали между льдинами большими, большими. Интересно. Мне было около 5 лет, когда уехали. Воспоминания есть. Помню с отцом ходили на Три Брата, на скалы.. На них тоже стояли навигационные огни. И по отливу мы ходили к ним по камням. Отец доходил, отливы там очень сильные… Один раз возвращался на Жонкиер. В 95-ом или 96-ом. Там, конечно, уже все разрушается. Здание рвет, так как подвижка почвы, но все равно место, где родился, детские воспоминания, там самое детство было".
Печальная судьба постигла Жонкиер. Необдуманные действия человека тому виной. В конце 70-х внизу, у берега стали копать песок с гравием и весь склон повело. По стенам красавца-маяка стали расползаться трещины, его башня постепенно превращалась в Пизанскую. Ситуация стремительно ухудшалась и даже прекращение работ под склоном не помогло. Жить в маячном городке стало опасно. Сейчас внешний вид Жонкиера наводит на очень грустные мысли.
Никита Ревякин, начальник маяка Углегорск: "Правду говорят, что самые лучшие маячные времена закончились в конце 80-х для всех маяков!?
- Да... был полный коллектив маяков, снабжение.
- Вы тоже сказали маЯков. Я не слышал ни от одного маячника, что маякОв, все говорят маЯков.
- Не знаю, видимо это наше, профессиональное".
Небольшая экскурсия по МТЗ - маячно-техническому зданию. Дизель-генераторы и прочая аппаратура. Чтобы следить за всем этим мужская рука нужна.
В аппаратной нас ожидал незабываемый сюрприз. Мы уже выяснили, что Никита - маячник во втором поколении. Поэтому, знакомьтесь..
- Вот, Зинаида Никитична, как раз техник маяка Углегорск, на вахте! Мама давно на маяках работает. Только на Сахалине больше 40 лет. Она все равно больше мама, естественно, для меня, а не подчиненная. Мама итак прекрасно знает, что надо делать. За столько лет лучше меня порой. Здесь же у меня отец работал. Был начальником, я вырос и тоже был трудоустроен тут, на маяке...
Не все маячные традиции сохранились к нашему дню, но самая главная - семейственность, хотя и не везде, но все-таки, пока еще в силе. Историческая особенность профессии. Наш визит по времени совпал с обязательным ежедневным ритуалом - Зинаида Никитична лично выходит на сеанс радиосвязи.
Маячная история Зинаиды Никитичны Ревякиной стартовала на противоположном берегу Татарского пролива, в 150-ти километрах отсюда. Мыс Песчаный, 60 километров на юг от Советской Гавани. Места дикие, но красивые. Море и тайга.
Зинаида Никитична Ревякина, техник маяка Углегорск: "Это было в 65 году, там мы отработали 6 лет. И уехали на Жонкиер. - Я понятия не имела. Куда муж туда и я… Мужу предложили стать начальником Жонкиера".
Вот так, в 73-м Ревякины переехали с западного берега Татарского пролива на восточный. Не пожалели. Для дочки Лены там была школа. Да и магазины с поликлиниками по-соседству. Там же и Никита родился. На Жонкиере семья на семь лет задержалась.
Зинаида Никитична Ревякина, техник маяка Углегорск: "Жонкиер красили, каждый год его ремонтировали но потом стала отходить стена. Нам говорят, следите, смотрите, отмечайте. А потом здесь начали строить маяк в Углегорске. И Вова мой, я так называла мужа, а он меня Зинуля, его попросили перейти сюда и мы уехали".
55 лет Зинаида Никитична маячит. Вы не ослышались - 55! Ей скоро 80, и она продолжает нести светлую вахту. Много ли таких маячников в стране найдется!?
Зинаида Никитична Ревякина, техник маяка Углегорск: "Это кому как, кому женское, а кому мужское. Кто больше любит. Никуда не денешься, пришлось освоить… Я на пенсии, и работаю, а сидеть я нет.. я сразу.. - Хотите быть полезной!?"
42 ступени и мы на башне. Ее высота всего 10 метров, но вместе с береговым обрывом получается 45. Отсюда почти весь Углегорск виден.
- Добрее и бескорыстнее миссии маяка! Наверное, есть, но я с ходу не могу сказать…
Вечером, 30 сентября 1980 года, это был вторник, на маяке Углегорск впервые включили свет. 3 секунды света и 3 секунды темноты. Всего десять проблесков в минуту, но дальность их видимости - 18 миль, а это 33 километра. Испытания прошли успешно, о чем и сообщили в Гидрографическую службу.
24 октября 1980 года в особом извещении под номером 226 всем мореплавателям сообщили: "Маяк Углегорск открыл действие".
Зинаида Никитична Ревякина, техник маяка Углегорск: "А вы кому светите? Рабочим людям свечу…
А маяк не имеет права выходить из строя, а маячник?.. - Нееет. Он же - человек!? Надо, это работа его и надо все делать. Я, может, не правильно скажу. Чтобы не было войны и люди уважали друг друга… И деткам, то, что творится-то, не понять.. Света малой в нашей жизни?! Темноты в нашей жизни стало больше, просто не хочу я так, а то что-нибудь вылетит..."
Говорят, что маяки - символ романтики и надежды. Или уединения. Но для тех, кто здесь живет и работает - скорее, стойкости, верности и осознания своего собственного пути. Маяки не выбирают и не ищут, кому светить, а их хранители любят тишину и берегут свои путеводные огни. Для себя и других. Не для наград и грамот, а просто - для света.
В этих местах, на восточном побережье Татарского пролива маяк Углегорск - не единственный. Ближайший его собрат находится всего в 36 км к югу. Это красавец Ламанон. Его свет отлично виден с Углегорского.
Но это уже совсем другая история. Телепроект «Святыни морей» продолжается, мы отправляемся на маяк Ламанон…