Исторический поход ТАВКР "Минск": блокада ВМБ Таиланда и "клещи" для Б-52 над водами Сиамского залива

Исторический поход ТАВКР "Минск": блокада ВМБ Таиланда и "клещи" для Б-52 над водами Сиамского залива

Источник фото: topwar.ru

В августе 1980 года отряд кораблей Тихоокеанского флота ВМФ СССР совершил дерзкий рейд к берегам Таиланда. Тогда корабельная група во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Минск"* вышла на дистанцию "удара в упор" по военно-морской базе Таиланда - Саттахип. О деталях той малоизвестной операции расказывается в материале, опубликованном изданием "Военное Обозрение". "Вести:Приморье" приводят отрывок из этой статьи:

"В 1980 году «Минск» с «Яками» отправился из Владивостока в Южно-Китайское море. С абсолютно «авианосной» задачей – давить на дерзких туземцев своим присутствием. Причиной стало обострение ситуации на границе между Таиландом и Кампучией.

Деятельность направляемых из-за рубежа отрядов красных кхмеров и их союзников продолжалась при активной помощи властей Тайланда и их непосредственном участии.

Так 27 июня 1980 года выходящая в Бангкоке газета «Матичон» рассказала о пресс-конференции тайландского полковника Прачака Савангджита, который на ней заявил, что «тайландские войска уничтожили базу врага в деревне, находящейся на кампучийской территории в пяти километрах от границы».

В сентябре 1980 года тайские самолеты и вертолеты 98 раз вторгались в воздушное пространство НРК, совершая разведывательные полеты над приграничными провинциями Поусат, Баттамбанг и Кахконг.

В октябре 1980 года тайландская артиллерия 330 раз подвергала ракетно-артиллерийскому обстрелу населенные пункты кампучийских провинций, граничащих с Тайландом.

От действий засылаемых банд гибли и наши специалисты.



Вьетнамцы, контролировавшие Кампучию тогда, в долгу не оставались и проводили рейды на тайскую территорию. Весьма кровавые. И именно летом 1980-го. Но гибель советских граждан требовала другой реакции.

Ответом на провокации тайцев стало развёртывание в Сиамском заливе в октябре 1980 года корабельной авианосной группы ВМФ СССР в составе: ТАВКР «Минск», СКР «Летучий» пр. 1135, БПК «Петропавловск» пр. 1134Б и МРЗК «Дефлектор».

Естественно, что американцы, которые давно уже в союзе с Китаем вели свою антисоветскую и антивьетнамскую игру в Азии, не могли остаться в стороне. Советская корабельная группа была обнаружена на расстоянии 94 мили от тайской военно-морской базы Саттахип. И не прореагировать на это было нельзя.

Вспоминает тогдашний командир «Минска» Виктор Александрович Гокинаев (тогда –капитан 1-го ранга):

Полеты были спланированы и выполнялись по графику:

понедельник и вторник – полеты;
среда – предполетная подготовка;
четверг и пятница – полеты;
суббота – предполетная подготовка.

И так в течение месяца.

Полеты проводились на боевое применение по бурунной мишени с ведением огня из автоматических пушек, НУРСами и бомбометания, как одиночными самолетами, так и в составе звеньев с утра с 9.00 до 17.00. Затем – с 18.00 до 02.00 полеты второй смены – вертолетов. Проводились также смешанные полеты самолетов и вертолетов в течение одной летной смены.

... Работа ТАКР «Минск» в Сиамском заливе была на контроле не только командования ВМФ СССР, но и разведок США и Таиланда.

Ежедневно в боевом дежурстве на технической позиции находилось звено Як-38 и вертолет Ка-27 в варианте спасателя. Дежурное звено регулярно поднималось по боевой тревоге в воздух – для проверки боеготовности. А иногда и на перехват нарушителей – самолетов-разведчиков США и Таиланда, активно интересовавшихся нашими действиями.

Дважды, за пролет через ТАКР, взятые в «клещи» Б-52 и «Орион» наши штурмовики провели над позициями ПВО Вьетнама.

Урок пошел впрок. По самолету-разведчику Таиланда были применены жесткие меры.

Никаких действий против наших кораблей и самолётов ни тайцы, ни их американские покровители не предпринимали. И накал провокаций вдоль границы был снижен."


*«Минск» — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.2 ВМФ СССР, а позже — ВМФ России. Был вооружен ракетами "Базальт", "Шторм", на нем базировалось 16 самолетов Як-38 и 18 вертолетов разной модификации.

27 сентября 1978 года корабль вступил в строй и был временно зачислен в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. В составе дивизии экипаж готовил корабль к переходу во Владивосток.

В ноябре 1978 года был включён в состав Тихоокеанского флота.

13 января 1979 года он был включён в состав 175-й бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота.

В феврале-июле 1979 года корабль совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с заходами в Луанду, Мапуту, Порт-Луи, Аден. Переход крейсера выполнялся в сопровождении больших противолодочных кораблей «Ташкент» и «Петропавловск», БДК «Иван Рогов», а также танкера комплексного снабжения «Борис Чиликин». В Средиземном море тяжелый авианесущий крейсер «Минск» встретился со своим систершипом «Киевом». 3 июля 1979 года «Минск» прибыл в залив Стрело́к.

В августе 1980 года крейсер вышел для демонстрации флага в Южно-Китайское море, так как в то время между Таиландом и Кампучией разразился пограничный конфликт. На обратном пути крейсер зашёл в порт Камрань, Социалистическая Республика Вьетнам. Сразу по возвращению крейсера в октябре 1980 крейсер встал на модернизацию, которая продолжалась до августа 1982 года на «Дальзаводе».

Сразу же после завершения модернизации «Минск» ушел в Южно-Китайское море с заходом в Камрань, далее был выполнен переход в Индийский океан и заход с официальным визитом в порт Бомбей, где была принята официальная делегация во главе с министром обороны Индии. Для гостей были выполнены демонстрационные полёты с палубы крейсера. Новый 1983 год экипаж «Минска» встретил на рейде Адена, вновь вернувшись к берегам Йемена. По итогам уходящего 1982 года крейсер был признан лучшим кораблем Тихоокеанского флота.

С 1986 по 1988 год старшим помощником командира, с 1990 по 1992 год командиром ТАКР «Минск» проходил службу Владимир Высоцкий, будущий адмирал и Главнокомандующий ВМФ РФ с 2007 по 2012 год.

В июле 1986 года Крейсер посетил порт Вонсан.

С начала 1991 года началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в Николаев на Черноморский судостроительный завод для проведения неотложного среднего ремонта, который так и не был проведён, ввиду политических и экономических проблем, возникших при развале СССР. Крейсер был отправлен на отстой в бухту Постовая г. Советская Гавань.

В 1993 году было принято решение о разоружении корабля, его исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 30 июня 1993 года крейсер был исключен из состава военно-морского флота.

6 октября 1994 года, между ЦУМР и ВЭС (Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны) и южнокорейской компанией «Янг Дистрибьюшн Компани» (Young Distribution Corp), при посредничестве фирмы «Компас», были заключены контракты 148/8/11014051 и 148/8/11014049, в соответствии с которыми были проданы ТАВКР «Минск» и «Новороссийск», за 4,583 миллиона и 4,314 миллиона долларов США соответственно.

В конце 1995 года корабль был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Но корабль не успели разрезать, он был перекуплен китайской компанией Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd за 5 млн долларов и в 1998-м отбуксирован в порт Шэньчжэнь, где прошёл ремонт и переоборудование.

В 2000 году состоялось торжественное открытие музейного комплекса «Minsk World»

22 марта 2006 года корабль был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года корабль снова был выставлен на аукцион и продан за 128 миллионов юаней.

До февраля 2016 года тематический парк Minsk World, созданный на базе корабля, находился в Шэньчжэне. Затем парк был закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, после которого он перемещён в новый тематический парк в Наньтуне. Его можно увидеть на реке Янцзы при входе в город.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Комментарии: 1

  1. Алекс от 30.01.2021 12:48
    Так бездарно просрать все! За безценок!

Комментировать:

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.
Загрузка...