Выставка русской парижанки Зинаиды Серебряковой открылась в Приморской картинной галерее. Видеорепортаж Оксаны Данилюк

Культурный мост — в действии. Государственный Русский музей продолжает сотрудничество с Приморской картинной галереей. Из Санкт-Петербурга во Владивосток прибыла коллекция работ Зинаиды Серебряковой — знаковой фигуры в русском искусстве 20 века. О ее творчестве и судьбе, а также о том, какой приморский экспонат дополнил выставку — рассказывает Оксана Данилюк.

Зинаида Серебрякова - из творческой династии Бенуа-Лансере. Ее дед был знаменитым архитектором, отец – скульптором, а мать занималась графикой. С детства она впитала классические идеалы красоты и... обожала писать крестьянок в родовом поместье. Быть может, деревенские девушки на ее картинах помогли художнице-дворянке завоевать и советского зрителя во времена хрущевской оттепели?

Галина Кречина, старший научный сотрудник Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург):
"Вы видите, Серебрякова такое тонкое лирическое существо, такая замечательная художница и замечательная личность, что все работы ее светлые, жизнеутверждающие".

Она дебютировала в большом искусстве автопортретом, который сразу приобрела Третьяковская галерея. На выставке из Русского музея среди 42 работ - четыре изображения самой художницы, в разные годы жизни. Этот жанр Серебрякова особенно любила.

Владимир Петухов, зам.директора Приморской государственной картинной галереи:
"Это 22-ой, это 46-ой год. Это не самолюбование, это размышление. О том моменте, который она переживает в тяготах или, наоборот, радости - все это предстает в залах этой выставки".

Революция, Гражданская война, смерть мужа. В 30 с небольшим она осталась одна с четырьмя детьми и больной матерью, без средств к существованию. Спасло рисование – Серебрякова нашла работу в музее.

Галина Кречина, старший научный сотрудник Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург):
"Трудно было жить, есть было нечего. Представляете, когда художница решает, что есть сегодня! Она про это пишет — что это вымотало ее всю жизнь! Ничего не продается. Она не была пробивная. Ей было трудно это все".

Рассматривая выставку, зритель изумится таланту Зинаиды Серебряковой. Хотя она не получила систематического художественного образования. А судьба как будто испытывала женщину, которая умела только рисовать: эмиграция в Париж, путешествие в Африку, война в оккупированной Франции. И полжизни в разлуке с детьми: двое с ней, а двое – в СССР! Вот ее девочки – Тата и Катя, когда еще все было хорошо. Эта картина - единственная из коллекции Приморской галереи, дар профессорской пары - Александра Клещёва и Мэри Черняховской.

Мэри Черняховская, даритель галереи, доктор медицинских наук:
"Она органически вписывается в цикл работы Зинаиды. Замечательно! Она еще очень хорошо отреставрирована. Она ведь у нас была после блокады. И здесь, я думаю, она служит украшением".

В семье владивостокских профессоров этюд Серебряковой хранился почти полвека. А попал к ним в годы их ленинградской молодости от соседки, когда-то дружившей с художницей. С той памятной церемонии дарения, произошедшей несколько лет назад, в Приморской галерее и поселилась мечта о большой выставке известной художницы, которая и прибыла сейчас из Русского музея Санкт-Петербурга.

Галина Кречина, старший научный сотрудник Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург):
"В 1965 году у нас в стране прошла ее выставка — как повезло художнице! Она думала, что ее никто не знает, все ее забыли в этой России. Москва, Ленинград и Киев. Ошеломительный успех! Но в 1967 году она уже умерла".

За два года до смерти Зинаида Серебрякова стала необычайно популярна в Советском Союзе. Ее альбомы печатались миллионными тиражами, а картины сравнивали с Боттичелли и Ренуаром. О русской парижанке, той, что добилась славы не меньшей, чем коллеги-мужчины, на родине и за рубежом – рассказывает выставка в Парадном зале Приморской картинной галереи. 

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала:

Загрузка...
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.