«Шитый золотом убрус» – уникальная выставка в Доме-музее семьи Сухановых. Видеорепортаж Оксаны Данилюк

На христианском календаре - Великий Пост. В эти дни музейщики Владивостока организовали уникальную выставку. Зрители могут узнать, как создается церковное убранство и одеяния священников.

Где во всех подробностях можно рассмотреть рукотворную красоту православных обрядов узнала Оксана Данилюк.

Выставку назвали «Шитый золотом убрус». Убрусом в старину называлось вышитое полотенце, позже – головной убор славянских женщин. А в русской православной церкви убрус – это богато украшенная ткань для облачений священников и убранства храма.

Жанна Славинская, руководитель Дома-музея семьи Сухановых: «Мы хотели просто краешком прикоснуться к тому уникальному виду искусства, которое сейчас возрождается на Западе, но у нас про это практически никто не знает».

Когда-то у русских цариц были собственные мастерские, где трудились до полусотни женщин. Кто-то вышивал орнаменты, буквы, кто-то лики святых. Отсюда пошли термины – золо́тное шитье, то есть узоры золотым шнуром, и лицевое.

Жанна Славинская, руководитель Дома-музея семьи Сухановых: «Лицевое шитье — это значит личное: лики, руки и облачения. Облачение шилось золотной или серебряной нитью».

Лицевое шитье – верх мастерства вышивальшицы. Тончайшая гладь шелковыми нитями - стежками меньше миллиметра. И мы только случайно узнаем, что руководитель Дома-музея Сухановых, скромная Жанна Славинская - тоже отменная мастерица!

Марина Иов, мастер декоративно-прикладного искусства: «У нас был случай, пришел человек посмотрел и сказал — «ну это шелкография! Нет, это не шелкография, это Жанна Владимировна вышивала».

Уже третий год при Доме-музее Сухановых существует мастерская «Золотая нить». Ее участницы уже пошили хоругви для монастыря на острове Русском, а для его настоятеля, отца Климента расшили золотом стиха́рь. Теперь шьют богородичную плащаницу для храма. Зрители могут наблюдать, как на самом деле рождается чудесная красота святых образов.

Марина Иов, мастер декоративно-прикладного искусства: «Наша плащаница (а мы учимся у мастерской «Убрус» Санкт-Петербурга) шьется не только с применением ручного личного шитья. Но и, как бы сказали, с аппликацией драгоценными парчовыми тканями. Затем специально на отдельных фрагментах вышиваются руки, лики. Вот тут видно, они вышиты некрученым шелком, поэтому так блестят, передаются все светотени. И затем они прикрепляются сверху и пришиваются».

Жанна Славинская, руководитель Дома-музея семьи Сухановых: «Золотая нить шьется только поверху, что называется вприкреп, и прикрепляется ниточкой. Какие-то очень интересные памятники золотного шитья с 15-16 века интересны. Там масса прикрепов, которые еще наши мастерицы не разгадали. Но 150 видов прикрепов наши мастерицы изучают, знают, они прописаны. Есть учебники, по которым можно учиться».

Посвящение Богородице на церковно-славянском языке вышивает Наталья Герасимова – техникой золотного шитья. Над фрагментами плащаницы трудятся сразу несколько мастериц. Но даже совместными усилиями они смогут завершить работу только через год. И каждый день за рукоделие садятся с молитвой.

Наталья Герасимова, мастер золотного шитья: «Работаем по кальке, рисунок наносится сначала на кальку и потом в дальнейшем убирается по окончании работы. Мы работаем шилом, чтобы обозначить, куда мы должны провести иголочку снизу. Рука левая всегда находится под изделием. Работаем одной рукой сверху, правой, а левая снизу подходит. Техника особенная, надо приноровиться».

Тем временем Марина Иов, магистр декоративно-прикладного искусства, между прочим, также как и Жанна Славинская, продолжает украшать богородичную плащаницу золотным шнуром, канителью, бусами из бело-голубого кварца и жемчугом.

Вот здесь, вокруг лика у нас положен жемчуг натуральный розоватый, который перебивается каждая жемчужинка специальной сатиновой рубкой, чтобы жемчужинки не слипались. Когда на жемчуг падает свет в храме, жемчужинка начинает играть.

Жанна Славинская, руководитель Дома-музея семьи Сухановых: «Нам бы хотелось, чтобы этот вид искусства появился у нас, на Дальнем Востоке. Потому что строятся храмы, их нужно украшать, и, конечно, хотелось бы, чтобы они были украшены как можно богаче. И все-таки, чтоб это было искусство. Не таким кустарным видом, а все-таки, чтобы это было искусство».

В выставочном зале можно увидеть старинные иконы в шитых окладах и облачение Митрополита Вениамина, возглавлявшего Приморскую епархию более четверти века. Теперь его стиха́рь – музейный экспонат. Для всех православных и для тех, кто не ходит в храм, а издалека любуется куполами — выставка в Доме-музее семьи Сухановых «Шитый золотом убрус». О том, сколько высокого смысла и кропотливого труда в красоте церковного убранства.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала

Комментировать:

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Загрузка...