Двойные дозоры вышли на охрану государственной границы в Приморье. Специальный репортаж Ольги Катренко
На этой неделе границу в Хасанском районе охраняют силами двойных дозоров. К пограничным нарядам присоединились инспекторы "Земли леопарда". На 200 километров вдоль сопредельной территории тянется заповедная тайга. Так что, опыт экологов и знания защитников приморских рубежей становятся невероятно ценным комплектом. И задачи у служб вроде разные, но цель одна. О том, как берегут покой редчайших зверей планеты — специальный репортаж Ольги Катренко.
Долина у Барабашевки-реки открывается взору неожиданно мирно: ждешь конкретных преград: шлагбаума, волчьих ям, цепей с шипами против машин. А здесь шишки под солнцем греются и алтайский воин Ренат Некешев чистит четвероногого друга. Прядет ушами вороной, нравится ему.
Ольга Катренко, корреспондент: «А зовут эту пограничную лошадку, вы не догадаетесь, как — Лексус! Это не ради сравнения автомобильного и гужевого транспорта, а потому что буковка «Л», вот здесь, на лбу, да, Лексус? Мой хороший... (гладит) Какой ты Лексус, ты Ласка!»
Но внешность обманчива. Да и, как-никак, свои в отделении. Характер Лексус показывает чужакам. Может и копытами.
Как-то волнительно всё же за оператора. А в сопках — тишина и покой, даже ветра нет. Но как стемнеет, рассказывает начальник отделения Фёдор Кудявин зверей хорошо слышно.
Фёдор Кудявин, начальник отделения им. Петра Овчинникова: «Рык тигра слышали недалеко от заставы, и по участку, несли службу — тоже слышали и тигра, и кабанов, и медведей. Только три раза встречался с тигром, два раза с леопардом, несколько раз с медведем уже не помню сколько».
Автор: «Какую позицию принимают пограничники при встрече с медведем, тигром, леопардом, что делают?»
Фёдор Кудявин, начальник отделения им. Петра Овчинникова: «Пограничники...Нам надо просто обходить животных, чтобы и животное не беспокоилось, и мы не пострадали при этом».
Смех смехом, а ведь правда. Выходят в дозор нынче опытнейшие бойцы: сам начальник отделения и кинолог Руслан Чужов с верным Кортесом. А сверху, из-за потрёпанных штормом ледяным стволов, наблюдает за ними какой-нибудь Лео. Вот кадры, сделанные не так давно одним фотографом-анималистом из комфортабельного домика-укрытия, новой, очень полезной забавы для туристов на "Земле леопарда". Сидят они вот так, выставив в окошечко свои объективы, и дней через пять, а иногда и два, как было с Чои Кисуном — делают эксклюзивный снимок или даже видео.
Чои Кисун, фотограф-анималист, Южная Корея: «Горы, овраги, лес как на родине, в провинции Канвондо. И ведь у нас когда-то жили леопарды! Но вы здесь, в Приморье, умудрились их сохранить. Да так, что я могу видеть прекрасную дикую кошку буквально в двух шагах и фотографировать её! Это был самец: чуткий, аккуратный, осторожный. Я замер».
Фотоукрытия все же не так близко к границе, они в пределах исключительно заповедных кордонов, откуда навстречу бойцам легендарной заставы, которую теперь называют отделением, выдвигаются три молодых инспектора — будет совместный рейд.
Кавалькадой идут: пограничный УАЗ пускается вслед инспекторскому «Патриоту»: это возвращается к своим Александр Иванов — руководитель отдела в селе Барабаш. В марте и река-дорога, да получше тех направлений, которые с утра еще держат машину, а к вечеру так подтаивают, что если бы русский джип не проходил бок о бок, выбрался бы «Прадик» из тайги только на другое утро.
Нам показали место старой заставы Погран-Петровка, некогда мощный укрепрайон был в этом месте: а теперь единственный объект — обелиск Петру Овчинникову на его могиле. 27 лет было смелому пограничнику, когда грудью накрыл он вражеский дзот в 45-ом, и ведь так близко к родной Сопочной. Её и переименовали через год в честь героя.
Задача совместного рейда - заметить то, чего в пределах заповедной территории и закрытого района быть не должно. А звери — это хорошо, инспекторский глаз всё подмечает, как и взор пограничника, тем более, головным всегда идёт человек с собакой.
Пять лет назад старый опытный пёс Руслана Чужова предупредил его об одном обездвиженном существе. Пограничник увидел маленького раненого леопарда. Конечно, позвал на помощь зоологов. Так и спасли жизнь редчайшему зверю, кстати, дали ему тогда имя — Коля. А ведь справедливо было бы Русланом звать.
Иван Раков, начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ «Земля леопарда»: «Сейчас леопард находится в Подмосковье, в Волоколамске, это часть московского зоопарка. Его стараются не беспокоить, не часто показывают людям, и у Николая совсем недавно уже появился второй выводок котят — это его важная миссия, леопард из дикой природы принес свежую кровь в резервную группировку».
Руслан Чужов, кинолог отделения им. Петра Овчинникова: «Значит в живую природу уже не выпустят?»
Иван Раков, начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ «Земля леопарда»: «Уже нет, но внуки его, есть шанс, могут вернуться к нам, в Приморье».
Автор: «А Вы узнали бы?»
Руслан Чужов, кинолог отделения им. Петра Овчинникова: «Ой, не знаю».
Иван Раков, начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ «Земля леопарда»: «Можно! По пятнам, они у леопардов индивидуальны, как у нас отпечатки пальцев».
Увидеть вначале самих себя, а потом уникальную фауну южного Приморья — может на "Земле леопарда" теперь любой турист. Интересное кино получается: идут со специалистами, устанавливают фотоловушки, а через время может позабыть о Приморье успевают уже — приходит на электронку расшифровочка. Тут стояли — вот вам, косульки стаей проносятся. Здесь по бревнышку шли — а теперь, гляди-ка, кто хвостом следы заметает.
На границе свои ловушки, иногда смертельные для животных. Так что дозоры: и пограничные, и двойные, с инспекторами бок о бок — дело серьёзное и важное. И разницы нет, чей покой охранять для воинов легендарной заставы. Родина у приморцев, у полосатых и пятнистых кошек - одна.