Тысячи зеленых «солдат» в приморской Фроловке готовятся к высадке на поля. Видеорепортаж Ольги Катренко
Тысячи зеленых «солдат» в приморской Фроловке готовятся к высадке на поля. Сотни гектаров на этот раз отводят капусте: теплицы фермеров Морозовых сегодня переполнены как минимум десятью разновидностями, каждая - нескольких сортов. Но овощная страда, в этом году, начинается с камней. В специальном репортаже Ольги Катренко из Партизанского района — нежные всходы, крепкая зелень и целые горы камня.
Почему камень? Морозовы не покладая рук поднимают целину. Для приморской Золотой долины это — пашни, которые в конце 80-х загубил тайфун "Джуди", поля тогда надолго превратились в реки с каменным дном.
Камни из бывшего речного русла теперь убирают специальными комбайнами. Грохот стоит в Золотой долине!
Будет чем латать новую дамбу, каждое возвращенное поле Морозов готовит, освобождая от лишней влаги и защищая от циклонов. А здесь почва превращается в барханы — мягкая, скоро она примет голландскую картошку. А здесь — изумрудные голландские же огурцы садят в стерилизованный и просеянный грунт из Санкт-Петербурга. Чего скрывать, говорят, европейский сорт корнишонов любят не только во Фроловке или Спасске-Дальнем, куда на консервный завод они отправляются для закатки. На Чукотку летят, на Колыму идут морем.
Морозовы — постоянные поставщики грунтовых овощей в холодные дальневосточные регионы. Вот и «Коля» туда отправится, как подрастет.
Автор: «Вот эта вот отличается, резко».
Александр Морозов, главный агроном крестьянско-фермерского хозяйства: «Это пекинская капуста».
Автор: «Вот она как выглядит, наконец-то я ее увидела, привет Пекину!»
Спросите, что тут отечественного-то, кроме почвы? А бактерии! Из Марий Эл. Главный агроном Александр Морозов, как настоящий естествоиспытатель, проводит очередной живой опыт.
Александр Морозов, главный агроном крестьянско-фермерского хозяйства: «Сосудистый, слизистый бактериоз они побеждают только благодаря бактериям. Сразу с теплиц они начинают заселять бактерии полезные».
И те не дают ходу вредным. А проявления: вот оно — легкая туманность на почве. Тыква японская в испытания не попала, но станет главной персоной в детском фирменном морозовском конкурсе «Награда за урожай». Единственный такой на весь край.
Татьяна Морозова, глава крестьянско-фермерского хозяйства: «Невозможно всем раздать детям призы, все равно должны поощряться те, кто действительно вложил свой труд, заботился, переживал, выращивал».
Автор: «А что с тыквой-то будет, вот вырастят ее, выкатят вам?»
Татьяна Морозова: «Они забирают домой».
Говорят, за лучшую тыкву больше собственных чад бьются родители, причём всё чаще городские. О чем это говорит? А что соскучились люди по земле. Забыли, как оно — когда крошка-свекла выглядывает из грядки, и совершенно не знают, как сэкономить полтора миллиона, просто используя капустно-посадочную машину для посева сладкой кукурузы.
Кстати, на этом итальянском механизме сейчас тренируется в полях сын Морозовых, он самый дальний из троих, с бородкой. Подрастает смена, шутит отец. И показывает нам, насколько выросло новое круглогодичное овощехранилище. Вот уж где сплошной Приморский край: бетонный пол — Находка, металлические конструкции — Партизанск, а сэндвич-панели из Владивостока. К сентябрю примут здесь и капусту, и морковку, и японскую тыкву — и так до следующей весны.