«Уроки краеведения»: Нацпарк «Бикин». Новый уникальный для России объект природного наследия
Вот с этой точки – контрольно-пропускного пункта «Тахало» начинается территория национального парка «Бикин». Здесь – граница особо охраняемой территории, где проверка оформленного заранее разрешения проводится в обязательном порядке, строго и по всем правилам.
Даже, если инспектора заранее предупреждены, что едут не рыболовы или туристы, а съёмочная группа «Вестей Приморья» — никаких послаблений и веры на слово, в документах должно быть оформлено всё правильно, вплоть до запятой, иначе — дальше нельзя!
Проверяют всех, невзирая на статус, личные знакомства и даже родство. Процедуру проходят как на пути вверх по реке, так и обратно. Служба охраны нацпарка ведёт тщательный учёт всех посетителей. Их много круглый год. Нарушить правила не рискуют, поскольку знают, что служба охраны нацпарка — подразделение серьёзное, любые попытки браконьерства и несоблюдения порядка пресекаются на корню.
Речь, конечно же, исключительно об охотничьем, поскольку нацпарк «Бикин» был создан, в первую очередь, для сохранения культуры и традиционного образа жизни удэгейцев Приморья, поэтому те, кто прописан в Красном Яре, Ясенёво и Соболином, по-прежнему пользуются своими охотничьими угодьями. Хотя на территории парка есть зоны, где вообще нельзя находиться людям и вести какую бы то ни было деятельность, за исключением инспекторов и учёных. Сам Руслан, несмотря на свой суровый таёжный вид, оказался ещё и классным оператором. В свободное от контроля время он снимает на видео виды «Бикина», которые можно зафиксировать исключительно с высоты птичьего полёта. Щедро поделился уникальными кадрами с нами.
Территория нацпарка «Бикин» - последний в Приморье самый крупный таёжный массив, который удалось спасти от промышленной вырубки леса. Именно здесь проходит граница, где миллионы лет назад остановилось великое оледенение. В верховьях «Бикина» находится Пэйское плато с самыми южными участками вечной мерзлоты. Долину «Бикина» с лёгкой руки романтических туристов и путешественников принято сейчас называть как дебри дальневосточной амазонки.
Это — кадры с фотоловушек, которые устанавливают сейчас инспекторы нацпарка. После того как потом проверили снимки с этой фотокамеры, честно говоря, признались — немного ошалели от результата, когда увидели, кто след в след прошёл за ними.
Алексей Кудрявцев — директор нацпарка. Ему и его команде сейчас предстоит создать совершенной новый уникальный для России объект природного наследия. Сделать так, чтобы и сохранить в первозданном виде эту часть центрального Сихотэ-Алиня и создать условия, чтобы охраной этого наследия занимались те, кто корнями из этих мест.
Яков Канчуга как раз из тех, кто, уехав когда-то из Красного Яра, вернулся обратно, когда появилась возможность жить и достойно работать на родине. Он один из тех удэгейцев, которые делом доказывают, что не стоит говорить об упадке традиционного образа жизни своего народа, а на деле сохранять его и делать настоящим достоянием всей страны
Таких как яков в нацпарке становится всё больше. Правда, далеко не все такие разговорчивые и свободно говорящие на телекамеру, но, действительно, возвращаются обратно домой после учёбы. Многие, например, как Михаил летом сами идут работать на кордоны нацпарка, где начинают обустраивать современную инфраструктуру для цивилизованного приёма туристов в дебрях «Бикина». Это, кстати, сегодня одна из главных забот всех сотрудников нацпарка.
Находится первый на «Бикине» пункт остановки посетителей недалеко от кордона Ульма. Сейчас, соблюдая все правила природоохраны, начинают стройку коттеджей для туристов, чтобы принимать их в таёжной глуши можно было бы с большим комфортом и удобством без вреда окружающей среде.
Центр всех изменений на «Бикине» — посёлок Красный Яр, где находится офис нацпарка. А сельское поселение возглавляет Галина Петрова. Сама по себе — новый тип руководителя, который твёрдо верит, что приход государства в лице нацпарка «Бикин» — это гарантия необратимых изменений для кардинального исправления ситуации, меняться которая начала всего два года назад. И результаты здесь налицо.