Владивостокскому трамваю исполнилось 109 лет. Видеорепортаж Максима Каленника

День рождения в депо. Дата не юбилейная, но для конкретного городского предприятия вполне героическая. Владивостокскому трамваю на этих выходных исполнилось 109 лет. Неожиданно для сотрудников депо поздравить трудягу пришли десятки горожан.

«Если в прошлое - то лучше трамваем. Со звоночком... въедем в восьмидесятые годы...», - строчки малоизвестного поэта-романтика Бориса Рыжего, этот транспорт он безумно любил. А во Владивостоке, то ли это было недавно, то ли, это было давно - в те же восьмидесятые наш трамвай был на пике своей славы. Быть вагоновожатым было почетно.

Елена Тулинова, водитель трамвая: "Это же был Советский Союз. Труд оплачивался, у нас были льготы. За тяжелый профиль пути. Я вам по честному скажу - больше, чем моя мама и папа вместе, я зарабатывала. Минимум 300 рублей. А можно было и больше заработать".

Всего 35 лет прошло с той поры. Даже для истории отдельно взятого города это всё-таки мало, но бодрый звоночек и стук колес по стыкам рельсов мы слышим на единственном, последнем маршруте. Нашему трудяге-трамваю на этих выходных 109 лет исполнилось. Дата не круглая, но для владивостокского - начиная с 2009-го, каждый год его работы вполне героический. В депо поздравить именинника пришли жители новых высоток Патрокла, района, куда трамвай даже в своих мечтах заруливать не планировал.

Вагонов когда-то было 120! Они в ангарах депо не помещались. Сегодня - как раз на сотню меньше. Свободного места хватает, а самому старшему - 221-му, в этом году 37. С конвейера Рижского вагоностроительного, уже давно не существующего завода, он в 84-м сошел.

- Сергей Михайлович, Вы с этой штукой даже дома не расстаетесь?!

Сергей Молчанов, заместитель директора по эксплуатации ВТТУ: "Но придя на работу, мы достаем этот инструмент. Это ключ управления трамваем, без него он просто не поедет! Причем любой модели, как в машинах ключ зажигания. 35 лет, как я сюда пришел, а держит романтика, мне 20 лет было".

По всей стране образцов раритетной модели всего два десятка осталось, и сразу пять из них - у нас на Борисенко. Москва, Осинники, Нижний Новогород, Казань, Нижнекамск, Иркутск свои отреставрировали, по спецзаказу. Было бы неплохо, чтобы последнюю сохранившуюся пятерку владивостокских РВЗ отправили на восстановление. Ведь это настоящее достояние города.

Антон Савенко, урбанист, региональный руководитель общероссийской организации "Городские реновации": "Если бы были планы о развитии города на будущее и смотрели бы, какую роль в нем может занимать трамвай - я уверен, что рельсы бы сохранили".

Экскурсия по депо, купание вагона и спецрейс для гостей. Кажется, что восторга у взрослых куда больше, чем у детей. На память пассажирам — спецтираж праздничных открыток. В следующем году у старейшего транспорта не только Владивостока, но и всей азиатской части России, юбилей - 110 лет. Хочется верить, что мы его отметим.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала:

Загрузка...