Арсенал ТОФ взлетел на воздух: Самая мощная техногенная катастрофа в истории Владивостока

30 лет назад почти треть Владивостока эвакуировали в пригород - на Океанскую, Угольную и даже в Вольно-Надеждинское. Вечером 14 мая 1992-го в столице Приморья взорвался один из самых больших арсеналов Тихоокеанского флота. Нашему корреспонденту Максиму Каленнику тогда было 14 лет, а его будущему коллеге - 26, но они и сейчас помнят, как это было.
Видеорепортаж Максима Каленника.
Владивосток, 14 мая 92-го. Четверг. Погода шептала: яркое солнце, плюс 18. Во дворах улицы Русской мужики в беседках режутся в домино, детвора кричит на площадках, бабушки на скамейках у подъездов как обычно обсуждают кого-то. Жители города смело строят планы на вечер пятницы и выходные.
Но в 18 часов 35 минут как минимум треть Владивостока неплохо подбросило. На воздух взлетели главные артиллеристские склады Тихоокеанского флота.
Бомбануло так, что снаряды устремились в беспрепятственный полет по прямой во все стороны на три километра. Роза разлета впечатляла: удивительно, но сопка Холодильник не помешала болванкам приземляться в районе Сабанеева, гора Седанка не защитила жителей Лесной, а вся долина улиц Русской, Бородинской и все кварталы БАМа стали идеальной мишенью.
Константин Михайлов, журналист, в 1992 году - корреспондент телекомпании ПКТВ: «Первое, что меня тогда поразило: ни одного человека вплоть до кольца а кордоны стояли уже тут, на перекрестке».
Сейчас на месте арсенала высотки микрорайона Снеговая Падь, но 14 мая 92-го здесь взорвалось 240 железнодорожных вагонов.
Из депо и с тупика на вокзале на станцию Вторая Речка подогнали электрички. Это была первая и пока последняя настолько масштабная эвакуация за всю историю приморской столицы - более ста тысяч человек.
Нина Волошанская, начальник станции Спасск-Дальний, в 1992 году - оператор станции Вторая Речка: «Дальше ночью было хуже. У людей паника тут была. Страшно было смотреть на это, их много было. Теряли детей, собачек, приходили с просьбой оповестить о потеряшках».
Константин Михайлов, журналист, в 1992 года - корреспондент телекомпании ПКТВ: «Я тут общался с людьми на лавочке этой, они сидели тут унылые. Кто-то успел смотаться за город и отвезти родственников и вернуться, потому что многие надеялись, что оно потухнет. А оно не потухло, горело еще дня три».
7 сентября 92-го президент Ельцин подписал указ: вынести все остатки злополучного арсенала за пределы города. Но, за счет местного бюджета. Ущерб городской инфраструктуре тогда составил 30 млн рублей и еще 900 тысяч - имущественные потери населения.
Константин Михайлов, журналист, в 1992 году - корреспондент телекомпании ПКТВ: «На работе мне премию в тысячу рублей и запись в трудовую книжку. За проявленную самоотверженность и долг журналиста. На тот период это был размер моей зарплаты как раз».
Ровно через два года, день в день, рванет в Новонежино. А вообще, Приморье всероссийский лидер по этому делу – ровно 10 раз они взлетали на воздух. Кстати, вот вам еще один юбилей – последний раз арсенал в крае взрывался 18 мая 2012-го на станции Сунгач.