Самурайская наивность: чем может ответить Россия на санкции Японии

После 24 февраля 2022 года, когда Россия начала специальную военную операцию (СВО) на Украине, Япония, как и положено собачке на коротком поводке у хозяина – США, ввела против нашей страны несколько пакетов санкций. Они предусматривают исключение России из режима наибольшего благоприятствования в торговле, ввод запрета на экспорт в РФ по широкому спектру товаров и технологий. В санкционный список Японии включены 499 фамилий и более 160 организаций из России, включая девять крупнейших банков. Ряд японских компаний, ранее успешно работавших в нашей стране, заявили об уходе с российского рынка. Параллельно существенно ужесточилась и внешнеполитическая риторика: впервые за много лет японцы вернули в дипломатический обиход выражение «оккупированные территории» по отношению к четырем островам Курильской гряды, отошедшим Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны.
Приморский политолог Андрей Кудисов отмечает, что Россия, внимательно наблюдая за действиями своего соседа, пока ограничилась лишь некоторыми чисто политическими решениями. Речь идет о внесении Японии в список недружественных РФ государств, прекращении переговоров по заключению мирного договора между нашими странами, и запрете на безвизовое посещение японцами Южных Курил, куда те направлялись почтить могилы своих своих предков. Каких-либо ответных действий экономического характера против Японии пока не предпринималось.
Видимо, это обстоятельство внушило островному государству ложное чувство уверенности в том, что этим все и ограничится. Самурайская наивность, похоже, не допускает того, что враждебные действия против России как-то скажутся на экономическом самочувствии самой Японии. А зря. По оценкам газеты The Asahi от немотивированных рестрикций против РФ в разной степени пострадают порядка 15 тысяч компаний разного калибра.
Взять хотя бы энергетический проект «Сахалин-2», в рамках которого осваиваются два месторождения на северо-востоке шельфа острова Сахалин. Оператором проекта выступает компания «Сахалин Энерджи», где контрольный пакет (50% плюс 1 акция) принадлежит «Газпрому». Еще 27,5% пока принадлежит компании Shell, которая объявила об уходе из России и ведет переговоры о продаже своей доли с индийскими компаниями. Япония же представлена компаниям Mitsui и Mitsubishi, которым принадлежат пакеты в 12,5% и 10% акций соответственно. Для реализации проекта создана серьезная инфраструктура: три морские платформы, береговой технологический комплекс, порт «Пригородное», терминал для отгрузки нефти и завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) проектной мощностью 9,6 миллиона тонн в год. Большая часть СПГ, который производится на «Сахалине-2», поставляется в Японию, обеспечивая до 60% потребностей страны в этом виде топлива. Кроме того, японские компании, как акционеры, ежегодно получают немалые дивиденды
О том, насколько болезненной для Японии может оказаться экономическая реакция России на санкции, говорит заявление министра промышленности Коити Хагиуда, сделанное 31 мая. По словам чиновника, «Япония не покинет проект по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Сахалин-2», даже если её попросят, Земля под проектом принадлежит России, а завод — правительству и компаниям Японии», сообщает Reuters.
Однако попросить могут. Причем, жестко. И не только из-за санкций. Причина в нарушении Японией своих обязательств по Соглашению о разделе продукции (СРП), в рамках которого, собственно, и стала возможной реализация «Сахалин-2». Об этом заявил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. – «По "Сахалин-2 у нас есть замечания Счётной палаты к этому проекту, постоянные замечания из года в год. Одно из существенных замечаний – до сих пор то имущество, которое было создано в рамках СРП, не передано в собственность Российской Федерации. Это очень серьёзное замечание, постоянно идёт затяжка этого процесса оформления и передачи, потому что в рамках проекта вся собственность, которая создаётся, должна передаваться в государственную собственность РФ. Процесс этот не завершён».
По оценкам экспертов, минимальной ответной реакцией России на недружественные действия Японии может стать запрет на вывод дивидендов ее компаниями из РФ. Такой шаг наверняка бы избавил наших соседей от самурайской наивности, что им все можно без последствий для себя.
СПРАВКА:
Взаимоотношения участников СРП в Российской Федерации регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». В 2004 году в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми из 262 СРП были отменены 260. Сегодня на условиях Соглашения о разделе продукции действуют только проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2».