Производство полупроводников и электроники ждут нелегкие времена

Одну из наиболее высокотехнологичных отраслей мировой экономики – производство полупроводников и электроники – ждут нелегкие времена. Глобальные проблемы, связанные с разрывом технологических и логистических цепочек, которые уже привели к серьезному спаду в автомобилестроении, могут усугубиться. Причиной тому станет значительное сокращение производства так называемых передовых чипов – процессоров и микросхем, производимых по самым современным технологиям. Для их выпуска уже сегодня просто не хватает оборудования. А для изготовления оборудования не хватает... чипов.
В сфере производства передовых чипов, используемых при создании смартфонов, дата-центров и прочей продукции, где предъявляются особые требования к размерам, энергопотреблению и производительности микроэлектроники, на сегодняшний день сложился тандем лидеров. Это южнокорейская корпорация Samsung и расположенная на одноименном острове Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC). Выход в этот сектор других игроков, которые смогли бы составить конкуренцию лидерам, экспертами оценивается скептически: для этого нужны гигантские финансовые и материальные вложения, и серьезный опыт работы в этой сфере.
Все это у обеих компаний есть. Однако это обстоятельство не стало панацеей от проблем, настигающих технологических гигантов. Главная из них – дефицит оборудования для производства. По данным Wall Street Journal, TSMС уже начала предупреждать своих клиентов, что не сможет в 2023-2024 годах, как планировалось, расширить выпуск своей продукции. Из-за недостатка производственных мощностей на выполнение некоторых заказов потребуется от 2 до 3 лет, что весьма долго, в сравнеии с нынешними скоростями развития технологий. Схожие проблемы и у Samsung: компания не смогла в достаточном объеме обеспечить выпуск процессорв и микросхем 4-нм архитектуры. В результате такие крупные клиенты корейцев, как Qualcomm и NVIDIA, были вынуждены разместить свои заказы у тайваньского конкурента Samsung.
Одна из ключевых проблем, породивших такую ситуацию, кроется в особенностях этого высокотехнологичного сектора. Оборудование для производства полупроводников и микроэлектроники весьма сложное, и стоит немалых денег. Поэтому те, кто его приобретает, стремятся выжать из технологических линий максимум возможного. При этом само оборудование, еще вчера производившее передовые чипы, сегодня используется для выпуска других, менее продвинутых моделей продукции. И наиболее активным спросом такая техника пользуется в Китае, где стремятся не отставать в технологиях от своей мятежной провинции. Причем спрос со стороны китайцев столь высок, что их конкуренты уже пытались договориться с европейскими производителями оборудования для изготовления чипов насчет того, чтобы заставить предпринимателей из КНР... подождать, пока для них сделают новую технику взамен той, которую прямо сейчас и задорого готовы купить конкуренты. К чести производителей оборудования, отметим, что подобная постановка вопроса понимания у них не встретила.
Как бы там ни было, и Samsung, и TSMC заявляют о начале нового этапа гонки передовых чипов. Корпорация из Южной Кореи заявила о намерении уже в этом месяце развернуть производство процессоров и микросхем на архитектуре 3-нм. Тайваньцы рассчитывают выйти на этот технологический рубеж к началу 2023 года. Вместе с тем, эксперты отмечают, что высокий спрос на микроэлектронику и дефицит производственных мощностей будет лишь усугубляться по мере расширения выпуска продукции на передовой архитектуре в 3 и 2 нанометра. По оценкам отраслевых аналитиков, дефицит передовых полупроводников в мире к 2024 году может составить до 20%, что замедлит развитие высокопроизводительных вычислений, искусственного интеллекта и автономного вождения автотранспорта. А всегментах наиболее продвинутых устройств дефицит в 2024-2025 годах прогнозируется на уровне 10-20%. Готовятся к сложностям и потребители высокотехнологичных новинок. Один из крупнейших производителей электронной начинки для смартфонов Qualcomm не исключает, что разработка и поддержка передовых техпроцессов, включая переход на меньшую геометрию, может отрицательно сказаться на объёмах выпуска продукции и стабильности производства. Схожего мнения придерживаются и в NVIDIA. Вряд ли исправят ситуацию и стремление развернуть контрактное производство полупроводников, зявленное американской корпорацией Intel. Для этого нужно время, а оно сейчас играет против всех.
Есть и еще один интересный момент, на который обратили внимание не технократы из технологических гигантов, а люди, занимающиеся политикой. Прежде всего, речь идет о Тайване – признанном технологическом лидере в сфере полупроводников. Точнее, о тех политических играх, которые вокруг острова ведут власти США. Для них все более очевидной становится перспектива возвращения Тайваня в состав КНР.
Стремление максимально «украинизировать» тайваньский кейс говорит лишь об одном: вхождение в состав КНР острова – технологического лидера в жизненно важной сфере не устраивают США от слова «совсем». Выходов для американцев здесь два: либо добиться силового решения вопроса Китаем, при котором значительная (желательно – вся) часть высокотехнологичного производства будет или уничтожена, или придет в негодность на продолжительный срок. Либо сделать так, чтобы Китаю все равно досталась «дырка от бублика». И чтобы решить эту задачу вторым путем, «перебои с поставкой оборудования» для наиболее продвинутого производства – вполне изящное решение.