"Реальный срок за глупость и незнание закона": исповедь приморского экстремиста
Угодил за решетку за листовки и публичные призывы в интернете. Обитатель СИЗО №1 во Владивостоке, рассказал съемочной группе «Вести: Приморье», как он получил реальный срок за экстремизм. Репортаж Елены Штылиной.
В мрачных стенах, по ту сторону тюремной решетки - один из подопечных Следственного изолятора. По понятным причинам, нас просят не указывать его фамилию. Все что нам известно о 30-летним молодом человеке — он осужден за распространение экстремистских материалов.
- Евгений, расскажите, что случилось, как вы здесь оказались?
- Сложно сказать с чего все это началось. 20-тый год получился кризисным — пандемия, плюс я не мог найти работу. Вскоре начали происходить события в Хабаровске, направленные против правительства. Меня это заинтересовало и я начал ходить на митинги, общаться с кругом этих людей, размещать свои посты в интернете. Сводилось все к критике власти и необходимости ее сменить. Это был какой-то наплыв, не знаю, кем он был организован. И у меня был такой-же наплыв — временный…
Временный наплыв не что иное, как «Публичный призыв к экстремистской деятельности», за которую предусмотрена статья 280 Уголовного Кодекса РФ. О наказании по этой статье нашему собеседнику было хорошо известно. Но в какой-то момент участия в митингах и критики ему оказалось недостаточно. И Евгений начал распространять листовки, призывающие к терроризму и насилию над представителями государственной власти. А это уже статья 205, часть вторая УК РФ.
Осужденный:
- Про статью 205.2 я вообще ничего не знал до попадания сюда. В моем случае это — публичный призыв к насильственному свержению власти, вооруженному мятежу. Если вы напишите где-нибудь в интернете призывы к чему либо такому, или опубликуете мнение по оправданию терроризма, то это может попасть под статью 205. Я сам об этом раньше не знал. Просто однажды я нашел книгу о том, как организовывать восстание, как делать оружие и без задней мысли скачал ее себе на телефон а затем разместил ее в одном месте. Еще один эпизод у меня был, когда меня подговорили вытащить из старых радикальных журналов радикальные картинки (вроде как революция приближается), я распечатал их и расклеил.
- А вообще было понимание, что за эти действия предусмотрено наказание?
- Думал, что если может быть наказание, то не серьезное. Я надеялся избежать этого. Для меня это было как нечто среднее между хулиганством и революцией. Я не думал, что несколько листков радикального содержания, призывающие против правоохранительных органов, против определенных категорий общества могут реально кого-то к чему-то сподвигнуть. Главный эпизод это то, что я разместил экстремистскую, даже террористического содержания книгу. Это было руководство.
- А как Вы можете объяснить свои действия? Может у вас для этого были какие-то личные причины?
- Своих каких-то причин у меня не было. Мне просто казалось перспективным участие в каком-то «общественно - политическом» движении. Было немного весело, возможно надеялся стать более известным. Сейчас я уже понимаю, судя по тому, что я нахожусь здесь — это было очень неразумно. В принципе я раскаиваюсь в том, что я сделал. Я понимаю, что все это было неправильно…
Идея стать революционером, которая сулила сомнительные перспективы и известность — не удалась. Заинтересовать своей бурной деятельностью мужчине удалось лишь сотрудников Управления по борьбе с терроризмом:
Сотрудник Управления по борьбе с терроризмом ГУФСИН России по Приморскому краю:
"Данный осужденный, являясь приверженцем одной из экстремистских организаций, запрещенных в РФ распространял печатные издания на территории города Владивостока против действующей государственной власти, в период с 2020 по 2021 гг. Также с целью пропаганды и оправдания терроризма, публиковал в интернет-мессенджере «Telegram» материалы экстремистского содержания".
Реальный срок заключения, по словам Евгения - цена за глупость и незнание закона. Его увлечение наркотиками и нежелание работать дополняет портрет осужденного за экстремизм.
- Что бы вы могли сказать телезрителям, молодым людям, чтобы они не повторили вашу участь?
- Если кто-то предлагает участвовать в чем-то незаконном — лучше сразу отказаться. А если навязчиво предлагают — стоит вообще подумать: какой интерес у этого человека? Надо заниматься работой, семьей, учебой — лучше так себя реализовывать. Для тех, кто пытается зайти далеко — это может плохо закончиться. Потому что попадаются провокаторы, которые предлагают что-то взрывать, совершать насильственные действия. Те, кто начинает готовить и планировать подобное — могут получить более серьезный, чем у меня срок. Есть люди, которые еще ничего не успев сделать, могут получить достаточно серьезное наказание.
И таких, в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Приморского края - 44 человека. Сегодня они отбывают наказание за преступления террористической направленности. Наш собеседник получил 4 года лишения свободы в колонии общего режима. В его планах на будущее – поскорее оказаться на свободе, и стараться больше никогда не попадать за решетку.
Осужденный:
- Сейчас осознал, что на воле на много больше возможностей. Буду учиться, работать, использовать каждую возможность. А вообще, лучше быть бедным на свободе, чем в тюрьме богатым!