Мелиораторы берут «плату за воздух» на рисовых чеках Анучинского округа
На рисовых чеках Анучинского округа — время заливки молодых ростков. Поля превращаются в наполненные влагой чаши. К этому моменту рисоводы уже обработали свои гектары и сегодня - старательно демонстрируют их специалистам Россельхозцентра.
О видах на урожай и некоторых болезненных проблемах приморского рисоводства — репортаж Ольги Катренко.
Рисовые росточки разглядывают на этот раз вместе: рисовод Виталий Кретинин и агроном по защите растений Ирина Гришкевич. Традиционные встречи у них раз в месяц на Лугохуторе.
Ирина Гришкевич, агроном по защите растений: «Где-то в сентябре уже можно сказать, примерно посчитать урожайность. Сейчас это так — только начало, смотрим».
Качество почвы и посевов, сорняки и вредителей смотрят. В итоге — бо́льшая часть жемчужненских гектаров признана приемлемой. Над четвертью нужно поработать.
Виталий Кретинин, представитель рисоводческого хозяйства «Жемчужное»: «Минсельхоз наш говорит — заполните формы, чуть ли не какая себестоимость уже выращенной продукции. Но сейчас рано об этом говорить. Мы в этом году используем технологию глубокой заделки. И для меня это тоже в новинку, я не могу прогнозировать, какой год».
По рису, в принципе, трудно смотреть в будущее, говорит Виталий Кретинин. Вот сколько лет владельцем сельхозпредприятия был гражданин Китая, умер. А передача собственности нашим соотечественникам подвисла из-за пандемии. И что ж теперь, не обрабатывать поля? Так и существуют, полулегально. А налоги и отчёты в агропром будут официальными. Как и плата за воду, очень странная.
Виталий Кретинин: «У нас вода подаётся самотёком, с речки. Ну, резервное есть водохранилище, то есть — не надо подавать её электронасосами, не надо её откачивать».
Но вынь и положи в карман приморских мелиораторов до пяти миллионов в год! Это сколько ж на рисе зарабатывают? Не зря же они здесь и в дожди?
Не приостанавливаясь ни на минуту, и так же работают корреспонденты, которых вы видите.
Не видим привычно, как в былые годы, гнущих спины на чеках китайских соседей. Технология оттуда, семена оттуда. А крестьян в Приморье больше не пускают.
Старожилы анучинские помнят, как сами справлялись, получив изначально опыт рисоводства у иностранцев. Когда же вернётся то время? Заработает курс рисовода в индустриальном колледже? Мелиораторы не плату за воздух брать будут, а поправят всю рисовую систему — чеки, каналы, шлюзы? Кто-то должен принять жёсткое, но полезное решение?