Китайские "Кулибины" на приморском рисе и - вольный выпас бычков на соевых гектарах
Китайские «Кулибины» на приморском рисе. И чем может закончиться вольный выпас бычков на соевых гектарах. Наши корреспонденты за один день успели сразу на две знаковые уборочные. Главная экспортная культура края — соя — сегодня фаворит, её стараются скосить до снега. Но во многих местах слишком высока влажность. А рис — это наша надежда. О росте посевов, о необходимости мощной переработки здесь же, в Приморье, в этом году не говорил только ленивый. Как на деле? Из Анучинского округа — специальный репортаж Ольги Катренко.
Пробраться в самую сердцевину рисовых чеков сегодня только так: либо на «кузнечике» «Джон Дире», либо сверху, с помощью коптера. Но это довольно плоская картинка. Хотя наша «птичка» вдруг вызывает реакцию механизатора: он, не отрываясь от штурвала, фиксирует полёт видеокамеры. Кстати, китаец. На рисе это многолетняя приморская традиция. Вот и компания, которая возделывает полторы тысячи гектаров между Пухово и Лугохутором, в своё время, была едва ли не под прямым китайским контролем. Начальник из Поднебесной себя не афишировал, всеми делами на российской территории занимался его коллега с русскими корнями. А тут и губернаторский секвестр на заграничную рабсилу, и пандемия. Но некому урожай собирать, выходит, кроме соседей, которым тоже скоро домой. Срок рабочей визы заканчивается.
Ольга Катренко: «Не каждый комбайн может зайти на рисовые чеки. И вот здесь, в Анучинском округе, работают китайские «Джон Диры» и несколько российских «Векторов». Но всё это не рисовые комбайны. Такие у нас в стране выпускались только во времена СССР. Назывались они «Енисей». В Красноярске их производили, в Биробиджане ставили на гусеничный ход и отправляли в Приморье и на Кубань. Сейчас такой радости нет, и хотелось бы приобрести фирменный рисовый комбайн, но почти невозможно, из-за санкций».
Что делают рисоводы? Речь, конечно, о наших гостях — местные называют их китайскими «кулибиными». Они ставят на «Джон Диры» передние мосты военных КАМазов. Модель 43105 удивительным образом подходит к «американцу» китайской сборки по передаточному числу. То есть, колёса в итоге крутятся одинаково! И заметно, как легко бегут обрусевшие «кузнечики» по залитому дождями чеку. Кстати, и рис на наших гектарах китайский, хотя очень напоминает сорт, выведенный в Приморье, замечает Сергей Кривец.
Сергей Кривец, помощник руководителя сельхозпредприятия: «На сорт дальневосточный, он круглый».
Ольга Катренко: «И не склонен к полеганию»
Сергей Кривец, помощник руководителя сельхозпредприятия:«Не ложится ковром».
Ольга Катренко: «Люди привыкли видеть рис в каше или в пакетиках, но он совершенно другого цвета. Этого добиваются шлифовкой, а шлифуют рис анучинский в Спасском районе, селе Свиягино».
До переработки еще вагон трудностей. И главная - впервые действующий с этого года механизм сертификации. Когда фермерам шагу ни ступить с урожаем, пока его не зафиксируешь на определенном ресурсе, пока не приедут из Россельхозцентра с проверкой в срок до пяти дней. Итак аграриям нелегко, тут еще это….
С главным агрономом сельхозкооператива «Восход», Ольгой Кухаревой, пробираемся поближе к полю. Бровка втягивает, похлеще болота. Конечно, и разворот комбайнов гусеничных чувствуется, и бессмысленные октябрьские и уже ноябрьские дожди.
Ольга Кухарева, главный агроном СХПК «Восход»: «Потому что и во время развития сои как раз шли дожди, влаги хватило, зерно не попало под засуху. Прошлый год был засушливый, соя была по картам хорошая, а по сопкам, по буграм таким вот — влаги не хватило, и она была низенькая, недоразвитая».
Сейчас и выше пояса случается! Особенно, китайские сорта. «Хайфэн» местные аграрии уважают, потому что бобики у него эластичные, успевают вызревать в нашем климате. А если и попадают под снег, то не портятся. Но выращивают под Новотроицком и канадскую, уже районированную, селекцию, и приморскую «Сферу».
Ольга Катренко: «Специфика уборки такого поля следующая — комбайны заходят по краю, движутся по периметру, набирают полные бункеры, а возвращаются и ссыпают весь собранный урожай уже вот сюда, на бровочку».
Как раз этот момент и фиксируем, что называется, в четыре руки. Под присмотром Игоря Пирогова и Антона Елисеева.
450-ый «Вектор» способен унести с поля до 4-ёх тонн сои. На 140-ка гектарах одновременно четыре, а то и пять комбайнов. Вот и считайте, сколько зерна высыпят в хранилище - оно в Чернышевке - к концу дня. А пока здесь не слишком высокая горка.
Что до коров и бычков — вот они, пасутся вдоль неубранных полей — так жизнью рискуют. А хозяева рискуют остаться без скотины. Словно не понимают, что такое соевые бобы.
Не раз и не два находили погибших животных прямо на гектарах. Потому почти трусцой, вместе с агрономом, бежим отгонять четвероногих. Пастуха-то нет. А уборочная — продолжается.