Жители двух сел в Ольгинском районе оказалось отрезаны от "большой земли"
Всю неделю мы отслеживали ситуацию на реках Ольгинского округа. Дожди не отпускали эту территорию, хотя и снизилась их интенсивность. Но неудержимая Аввакумовка опять снесла уже новую временную переправу, и село Фурманово оказалось отрезанным от проезжих дорог. 18 дней до этого не могли попасть хотя бы в райцентр и жители национального села Михайловка. Люди в прямом смысле перешли на подножный корм. А наши корреспонденты — перешли через бурный поток едва ли не по жёрдочке, чтобы показать, каково это - жить без связи, электричества и, главное, без возможности выбраться из таёжной глубинки.
С берегов Аввакумовки - специальный репортаж Ольги Катренко.
С моста, перед которым осыпался грунт — на рукотворные мостки. Оттуда еще через два устоявших, хотя и временные переходы, на машине Александра Макарова едем в деревню.
Село Фурманово чаще именно деревней зовут. По числу жителей уж точно — их 60. Но летом внуками прирастают. К Зинаиде Кошель с Алтая приехал Антошка, и застрял.
Зинаида Кошель, жительница с. Фурманово: «Ну это хорошо, что не было больных, таких, что кому неотложка. Операция или что-нибудь. Нет возможности нашим детям приехать, забрать внуков. Это же не в первый раз. Я отправляла внуков с Миклушевским, я отправляла внуков с Басок был у нас главой района, с Кожемякой еще нет».
Не просто так вышли с Настей Макаровой, тоже у бабушки гостит. Помогает, чем может, по хозяйству. Сейчас вместе идём в магазин.
Ольга Катренко, корреспондент: «Хотим узнать, что есть сегодня у фурмановцев, что можно купить ближе к пяти часам вечера. Предположим, закончился хлеб, Настя, ну что, можно найти где-то в Фурманово хлеб после потопа?» Настя Макарова: «Нет, только ехать в другую деревню» КОРР: «А ехать в другую деревню фурмановцы не могут, поэтому если нет вертолёта — пеките из муки».
А всё же повезло нам. У Натальи Наздрачевой, хозяйки торговой точки, есть и белый, и черный из ольгинской пекарни. Переправили на тракторе через брод, который сами деревенские и проложили.
Наталья Наздрачева, жительница с.Фурманово: «Гуманитарка у нас была два раза. Когда вертолет прилетал с губернатором. До губернатора была еще одна передачка хлеба и еще кой чего, у мня там есть списки».
Топливо здесь самый ценный груз. Им заправляют генераторы, у кого имеются. А если нет генератора или топлива к нему - всё. Энергетическая блокада.
Наталья: «Нам вот передали друзья канистру с безином из Ольги — через реку, да»
И водная тоже. Воды не накачать. Хотя, Владимир Гладун никому не откажет. Колодец у него.
Владимир Гладун, житель с. Фурманово: «Этот колодец, между прочим, при Советском Союзе здесь ставилась проба воды. Воду брали на анализ. А теперь так».
Пробуем, проверяем органолептически. В жару, да с горячей улицы.
- Какая красота!
Красота-то у Владимира в огороде, точнее крохотном питомничке, чтобы солнце сильно не беспокоило легендарного подопечного.
Точнее, питомца в красной шапочке. Поспел женьшень. Его многие по-старинке, как отцы и деды, выращивают у своих домов. В тайге корневать запрещено.
Да, каждый фурмановец как корешок заповедный: со своей историей, своей крепостью натуры и привязанностями. Вот Николай Шишкин — газон и цветник поддерживает всему селу на загляденье!
- А нужно ли фурмановцам знать, что происходит там-сям. Может лучше так?
Николай Шишкин, житель с. Фурманово: «У нас-то есть телевизор, и Вас там видим, и Вы нам рассказываете».
А дальше как в песенке про дом, который построил Джек: «И вас мы видим, когда есть свет в светлице, в которой телевизор хранится, в котором мы видим вас». Свет через раз, иногда и по четыре дня не бывает. Независимо от погоды. Плохо в Ольгинском Округе с электрическими сетями. За светом — генератором для магазина как раз — присматривает целое семейство фурмановских маламутов. И Мишка его иерарх. Нас он тоже узнал, подпустил.
Как хочется хорошего людям! Немногого хотят в селе Фурманово, в соседней Михайловке: чтобы вовремя приносили пенсию, чтобы вспоминали о ветеране труда хотя бы в юбилей, чтобы не свеча горела на столе, а светился экран телевизора. Чтобы не нужен был доктор, как он доедет? И чтобы наконец-то Аввакумовку вернули в старое русло, в котором горная река, даже переполненная, не сможет снести или подточить самый хливкий мосток. Правда, есть и альтернатива.
Местные жители:
- Нужно старый мост нормально отремонтировать и русло почистить всего лишь. И денег меньше ушло бы, и мост стоял, и дорога была бы.
- И я так думаю. Вон машина моя, жду, когда сделают. Мне срочно надо в Ольгу, уже месяц не могу попасть.
А уж мостов крепких как хочется. В этом случае местные старики обязательно вспомнят про одноглазого мечтателя. И снова пойдут на реку — провожать по жердочкам или встречать дорогих сердцу людей или важный груз.