В здании из бордового царского кирпича - история железнодорожного транспорта Приморья
Маленький музей над перронами вокзала. О его существовании даже спустя несколько лет его работы знают немногие. Он сложен из бордового царского кирпича, а его хранитель подумывает, наконец, раскопать подвал. Есть основания полагать, что там может быть найдется историческая сенсация.
Семь лет назад накануне нового года в небольшом дворе на Алеутской, у старой водонапорной башни, открылся этот уютный музей железнодорожного транспорта. Здание совсем крохотное, но внутри в восьми его залах уместилась удивительная коллекция раритетов. Смотритель и хранитель этих сокровищ, Виктор Николаевич, инвентаризацией не успевает заниматься. Но точно знает, что счет экспонатов перевалил за полторы тысячи штук.
Виктор Щербаков, хранитель Музея истории железнодорожного транспорта: «Кто-то приносит, где-то находишь и сам добываешь. Где-то меняешься. Например, вот эту рельсу демидовскую в Наречном. Я знал, что они там есть. Там был подъемная дорога, я добивался два года этого рельса».
Коллекция создавалась с нуля. А собирается все по станциям, перегонам подвалам, на каких-нибудь старых свалках на окраинах железнодорожных депо. Сейчас как раз век модернизации и что-то давно устаревшее Виктор Николаевич успевает вовремя «забронировать» в эту экспозицию. Так в музее появился раритетный пульт диспетчера с Новонежино или еще более древняя жезловая система управления движением. Кстати, в России до сих пор есть затерянные в глухоманях линии, где такие еще работают.
Виктор Щербаков, хранитель Музея истории железнодорожного транспорта: «Вот путейский шаблон, смотрите, какой старый. А вот современный. Так вот, его принес наш бывший путеец уважаемый. Ему 84 года, но он дотащил. Вот так люди относятся. А это фонари, собираются. Кто-то из Находки передал. Нравится - забираешь».
А этот колокол нашли глазастые локомотивщики. Его край показался из насыпи на перевале между Гродеково и Суйфэньхэ. Стали копать, а тут сокровище времен КВЖД. Старые станционные и паровозные фонари, демидовские рельсы, билеты, любопытные инструкции. Кстати, музейное здание тоже с историей. Когда-то здесь были квартиры персонала водонапорной башни. В память об их труде на входе поставили настоящую паровозную колонку для заправки водой.
Виктор Щербаков, хранитель Музея истории железнодорожного транспорта: «Такие достойные вещи! Вот, замдиректора РЖД, Колесников, бывший наш работник-экономист. А начинал он с депо Смоляниново. Он подарил часы вот эти и картину старого Владивостока. И вот каждую свою поездку он сюда чего-то привозит».
Экспонатов становится больше, скоро на входе появится еще один раритет - ручной стрелочный перевод. Но кто знает, какие тайны хранит сам кирпичный особняк. Давным-давно его капитальный каменный подвал был напрочь засыпан. Виктор Щербаков подумывает начать раскопки. Кто знает, быть может, там ждет своего открытия часть золотого запаса страны.
Максим Каленник, «Вести:Приморье».