"Лучше бы такое не случалось" - о самом сложном в обязанностях командира корабля
8 октября военнослужащие ВМФ отмечают День командира надводного, подводного и воздушного корабля. Этот праздник пользуется особым почетом среди моряков. Ведь от людей, занимающих столь ответственную должность, при каждом выходе в море, погружении или взлете зависят жизни целого экипажа.
- Товарищ командир, за время моего дежурства происшествий не случилось. Дежурный по кораблю старший матрос Пушкарев. - Есть, вольно!
Утро командира начинается не с кофе. Капитан-лейтенант Сергей Тимошенко отправляется на осмотр ракетного катера. Исключений нет: в море или у берега, в выходной или будний — порядок на корабле гарантирует его сохранность. Такими правилами не пренебрегаешь, когда несешь ответственность за жизни экипажа. А это дело — комплексное.
Всегда будь готов. Навыки нужно освежать, чтобы не ржавели. И не только во время масштабных учений. Даже в праздники не забалуешь.
Сергей Тимошенко, командир ракетного катера ТОФ:
"Боевая подготовка никогда не останавливается. Праздники мы чтим, отмечаем, но на боевую подготовку мы тоже обращаем внимание, даже в праздничные дни".
Но не только контролем и подготовкой обременен командир. В долгих походах важно поддерживать и боевой дух экипажа. Тут в ход идет разное. Помогают и морские традиции.
Сергей Тимошенко, командир ракетного катера ТОФ:
"Когда приходит новый человек в экипаж — на первом выходе в море должен испить соленой воды и, так сказать, получить сертификат от Нептуна, что он является настоящим моряком.
- Обязательно должен или по желанию?
- Ну как это, посвящение обязательное!
- Нет ли такого, что вот на месяц сейчас в море уходим, земли не увижу?
- Это же морская романтика, мы уже к этому привыкшие. Как домой пойти, в отпуск съездить — то же самое сходить в море. Это же красиво.
- То есть в море отпуск от дома, дома отпуск от моря?
- Да, все верно!"
Тут главное слишком не увлечься, а то и в морские жители посвятить могут. Тоже традиция — при пересечении экватора команде могут объявить День Нептуна. Эдакое шуточное представление, чтобы напряжение снять от выполнения зачастую опасных задач.
Алексей Дружинин, командир атомной подводной лодки ТОФ:
"Командир, не важно где он находится, всегда управляет кораблем. Ответственность за безопасность корабля, за готовность его ко всем ситуациям — это все лежит на плечах командира. Сложнее всего в работе командира — это люди. В людях наша сила и в них же наша слабость. Самое сложное решение — это давать какие-то приказания и распоряжения, которые заведомо по твоему знанию и опыту будут вести к риску для их здоровья и в некоторых случаях — жизни".
Большие полномочия — большая ответственность. Однако на то командир корабля и есть командир. Принимать сложные решения в критической ситуации — обязанность. Не важно, в воде или воздухе.
Алексей Старостин, командир экипажа самолета ТОФ:
"Дай бог, чтобы такие ситуации не появлялись. Лично у меня они несколько раз такие были. Именно в полете, непосредственно связанные с техникой пилотирования, с отказом техники. Такие ситуации были. Нужен все равно человек, который будет принимать решения, ответственность и так далее. Своим молодым специалистам я всегда говорю: учить, учить и только учить".
Разумеется, в воде и воздухе чрезвычайную роль играет и сам экипаж. Но не только по этому хороший командир всегда бережет своих подчиненных. Армейская семья — говорит каждый из них. Вот и отмечают 8 октября День командира надводного, подводного и воздушного корабля, как правило, всем бортом.
Сергей Комаров и Александр Казанцев, "Вести: Приморье".
"Вести: Приморье" теперь в МАХ. Подписывайтесь!