В Шкотовском районе работает приют для людей без определенного места жительства. Видеорепортаж Елены Штылиной
В самый пик зимних морозов социальные службы края особенно пристально следят за теми, кто оказался на улице без возможности переночевать в тепле. Для тех, кто попал в особо тяжелую ситуацию и не может выбраться из беды, предназначен специальный приют — центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства. Он находится в селе Романовка Шкотовского района.
О том, какая судьба выпала на их долю, можно определить по глазам. У одних взгляд живой, любопытный, у других — потухший, у третьих — и вовсе отсутствующий. Таким нас встречает Виктор Ишков, он потерял зрение несколько лет назад. Но разговор начинает не с жалоб, а со слов благодарности.
Виктор Ишков, постоялец Шкотовского центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства: «Здесь даже лучше, чем в санатории, спасибо, отличный уход, кормят отлично!»
Сейчас в единственном в крае центре по оказанию помощи бездомным проживает 22 человека. Почти все из-за алкоголя когда-то потеряли семью, работу, здоровье и документы. У многих в прошлом — судимость. Оказались бездомными, хотя почти у всех есть дети и внуки.
Федор Хомченко, постоялец Шкотовского центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства: «Приходилось и зимой у костра ночевать. А раньше, когда работал и ноги были, я в моря ходил, дом купил, но там жена с сыном остались...»
Николай Бойцов, постоялец Шкотовского центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства: «И на сопках приходилось спать, даже зимой. Одеяло найдешь почище, чтобы накрываться...»
Любовь Лошманову, не смотря на почтенный возраст, постояльцы называют ласково — наша девушка. «Они мне как дети», — признается сестра-хозяйка, вот и придумала, как помочь тем, кто стоит в очереди на протезирование.
Любовь Лошманова, сестра-хозяйка Шкотовского центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства: «Вот я им придумала из клеенки шить чехлы, чтобы на улицу им выходить. Стоит мне только выйти, всем обязательно что-нибудь от меня нужно!»
Директор Марина Белоус говорит, проживание, питание и восстановление документов на одного человека в таком приюте обходится более 40 тысяч рублей в месяц.
Марина Белоус, директор Шкотовского центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства: «Мне кажется, что создавать надо какие-то приюты. Чтобы я могла клиентам от нас ушедшим дать адреса. Вот там вы сможете поесть, там — переночевать. Потому что самое страшное с человеком делает холодная ночь».
Сейчас своей очереди в дом для ветеранов ждет Александр Карлюченко. Он — бывший гражданин Украины — восемь месяцев ожидал ответа на запрос с бывшего места жительства.
Александр Карлюченко, постоялец Центра по оказанию помощи лицам без определенного места жительства: «У меня старый был паспорт, еще советский, а здесь сделали новый!»
Кров и питание даже самым нуждающимся здесь предоставляют временно, ведь на заселение в центр — очередь. В течение шести месяцев многих направляют в государственные соцучреждения, кому-то удается вернуть право на жилплощадь.
Однако родственники брошенных и обездоленных людей, по словам сотрудников, появляются здесь очень редко.