Вера Моисеенко всю войну плакала, читая фронтовые письма. Специальный репортаж Ольги Катренко
Пока Вера Афанасьевна прихорашивается, разворачиваем вместе с сыном — уже ведь дед он много раз — юбилейную стенгазету. 3 года назад отмечали 90 лет. И кому? Девчонке из приморской глубинки, дочке партизана. Одной из семерых детей. Вечный легкий голод и быстрота ног... До сих пор — удивительная четкость и быстрота мысли… Качество, подмеченное в свое время ответственными людьми, сделало из неё разведчика.
Вера Моисеенко, участник Великой Отечественной войны: «Ах, война, война... Её мы ощущали задолго… Дальневосточники. Тут постоянная напряженность была с Японией… И вечерами мы ходили, соблюдая светомаскировку... И к людям присматривались… Нам родители заказали огромный торт: 24 кремлевских башенки и одна большая посередине...
Собиралась в Свердловск, в уральский политех. А перед поступлением — финский танец отправилась показывать на конкурс, в Уссурийске. Успешно вышла в финал и должна была выступать на заключительном концерте... 22 июня.
Вера Моисеенко, участник Великой Отечественной войны: «И вдруг прибегает мальчишка, он танцевал «Музыкальный момент» Шуберта. Девчонки, говорит, что я слышал — война! И вот в пять часов услышали речь Молотова... И были кассы летние у вокзала в Уссурийске, а мы сели на лавочку и запели: «Если завтра война, если завтра в поход...» И люди пели вместе с нами...»
Она закончила курсы санинструкторов и просилась на фронт, куда ушли все мальчишки. Завернули тогда всех спасских выпускниц. В особый отдел. И всю войну девчонки плакали, читая фронтовые письма. Вымарывали панику и то, что считалось запретной темой.
О чем-то мурлычет ей вечерами кремово-рыжий кот... Его не так давно изобразила талантливая правнучка... Будет из Вики художник или все-таки победит английский? Нам, в дорогу, хрупкая, светлая бабушка Вера дарит красные яблоки. Еще одна капля солнца в пасмурный майский день.