Суйфэньхэ становится приграничным центром российско-китайских отношений. Видеорепортаж Марии Нетребенко
Это еще одно прибытие поезда, которое точно войдет в историю. Локомотив хоть и украшен плакатами в лучших традициях советского прошлого, однако, символизирует он успешное настоящее отношений приграничных территории России и Китая. Ведь именно с прибытием этого состава был установлен рекорд в грузообороте через погранпереход в Суйфэньхэ. Объем импорта—экспорта здесь впервые в истории достиг показателя 10 миллионов тонн.
Ван Синчжу, первый секретарь горкома КПК г. Суйфэньхэ, мэр г. Суйфэньхэ: «Когда у Китая начинались торговые отношения, то в 1992 году, то есть 25 лет назад, через погранпереход Суйфэньхэ было ввезено и вывезено всего 123 тонн груза, а теперь — 10 миллионов тонн! Это действительно рекорд и большое и значимое событие!».
«Праздничный» поезд привез в Суйфэньхэ из России лес. Вот и большая конференция, приуроченная достижению рекордного грузооборота, проходит в деловом комплексе «Русский дом», который полностью построен из натурального бруса. Это наглядное подтверждение того, что леса из России в Китай ввозится, конечно, много. Так, 63 % общего грузооборота составляет именно лес. И если с импортом российского кругляка все более или менее устойчиво, то другие виды торгово-экономических отношений приграничных территорий двух стран, конечно, необходимо развивать.
Ван Синчжу, первый секретарь горкома КПК г. Суйфэньхэ, мэр г. Суйфэньхэ: «Мы прекрасно понимаем, что настоящее и будущее Суйфэньхэ во многом зависит от России. И сейчас важна поддержка бизнесменов наших стран, поощрение их сотрудничества».
Даже численность населения Суйфэньхэ, можно сказать, зависит от торговых отношений с Россией. Например, в расцвет так называемых «челноков» в городе жило порядка 200 тысяч человек. Затем юань подрос, торговать по-старому стало не совсем выгодно, и вместе с этим население Суйфэньхэ сократилось.
В масштабах Китая городок, конечно, небольшой. Его население сейчас 60 тысяч человек. Но при этом Суйфэньхэ имеет множество почетных статусов. Например, это всекитайский центр туризма и культурный город, а еще он стал первым городом на северо-востоке Китая, где появилась телефонная связь и уличные фонари.
И, действительно, то, что Суйфэньхэ — не более, чем столица «челноков» — устаревший и неправильный стереотип. Город имеет интересную и насыщенную историю. Появился он, опять же, благодаря железной дороге, был маленькой станцией. В свое время здесь даже начиналась знаменитая КВЖД. Сейчас в Суйфэньхэ находится два крупнейших пограничных пункта пропуска — автомобильный и железнодорожный, — и можно смело назвать главным порталом в Россию на северо-востоке Китая. Поэтому именно через Суйфэньхэ уже в 2018 году планируется запустить железнодорожный экспресс Харбин—Суйфэньхэ—Владивосток. Оператором выступит частная российская транспортная компания.
Мовсес Барсегян, президент компании «Международный экспресс»: «У нас очень много мультипликативных проектов, где предусматривается не только сама услуга перевозки пассажиров, но и создание продуктов для туристов, так и для культурных и развивающих программ. Ну, например, туризм, охота, театр оперы и балета».
Экспресс действительно необходим. Ведь интерес китайцев к России сейчас чрезвычайно высок. Как в свое время приграничные города Поднебесной становились первой «заграницей» для дальневосточников, так теперь путешествие во Владивосток и Хабаровск становится первым в жизни китайцев, чье благосостояние стремительно растет. И вот многие дунбэйцы, а именно так называют жителей северо-восточных провинций Китая, уже побывали в России и привезли с собой не только сувениры, но и новые гастрономические предпочтения. Это теперь хорошо видно в китайских магазинах.
Пожалуй, в каждой семье, ну, дальневосточников точно, на столе можно встретить лапшу, соевый соус и другие приправы китайского производства. А теперь российские колбаса, соль, масло, мука, конфеты стали привычной и даже любимой едой китайцев. Даже в этом торговом центре, который недавно открылся, собираются продавать исключительно российские продукты.
Китайские хозяйки уверены, что российские продукты, косметика и бытовая химия натуральные и полезные. Но больше всего китайцам по вкусу пришлись сладости, особенно торт «Медовик».
Ван Ювэй, жительница г. Суйфэньхэ: «Медовик» — это невероятно вкусно! У меня вся семья его любит. Да и многие мои знакомые душу готовы за медовик продать. Вот у нас как раз сегодня небольшой праздник и я решила, что на столе обязательно должен быть «Медовик».
Но купить российское, что называется, в оффлайне можно только в приграничном Китае, в то время как спрос есть на всей территории страны. Поэтому даже здесь, в торговом центре с русскими товарами, на втором этаже расположен бизнес-инкубатор «Парк Мудрости». Здесь все те, кто продает российские товары по всему Китаю через Таобао или Алибаба, могут на льготных условиях арендовать помещение под минисклад и для упаковки посылок.
Ли Тачен, создатель бизнес инкубатора «Парк Мудрости»: «Когда-то я достаточно долго занимался экспортом китайских товаров в Россию, и успел хорошо понять, как иметь дело с российским бизнесом. Экономические условия поменялись, и сейчас выгодно импортировать российское, тем более, что спрос в Китае на ваши продукты, бытовую химию, да на все, просто колоссальный».
А еще совсем недавно в Суйфэньхе была открыта русская бизнес-улица. На ней расположены только магазины и рестораны, которыми совместно владеют китайские и российские бизнесмены. Для всех здесь предусмотрены различные льготы и преференции. Так государство поддерживает легальный совместный бизнес. «Помогайки» и «челноки» уходят в прошлое. Да и сами жители России уже тоже в большинстве своем знают, как покупать недорогой китайский товар через интернет. Отчасти из-за этого некогда полурусский Суйфэньхэ пустеет, и ездят теперь сюда уже, скорее, по привычке и незнанию, чем из желания сэкономить.
Ольга Шерстякова, турист: «Вот мы только недавно разговаривали: здесь вообще было очень много народу, а сейчас пусто».
Конечно, сокращение числа российских туристов сперва напугало китайцев. Но, как и подобает древнейший нации, они смогли вовремя сориентироваться в новой экономической реальности и теперь строят амбициозные бизнес-планы на будущий год, тем более, что он этому благоволит.
Чжан Сиуфэн, знаток Восточного календаря: «Наступающий год — год собаки. Собака — верный друг человека. Верность и честность — основные ее качества. Поэтому в ее год будет вести именно людям с такими чертами характера. Что же касается бизнеса, процветать, причем активно, будет опять же только честный бизнес. Уловки и хитрости приведут к очень большим убыткам».