Во Владивостоке прошла премьера фильма «22 минуты». Видеорепортаж Федора Гурко

Этот фильм с нетерпением уже несколько лет ждали на Дальнем Востоке, в Краснодарском крае и Новороссийске. В его основе — реальные события, которые произошли ровно 4 года назад. 5 мая 2010 года с борта российского супертанкера «Московский Университет», который держал курс на Китай, поступил сигнал SOS. На судне находилось свыше 85 тысяч тонн сырой нефти. Танкер находился в 350 милях от берега восточнее Аденского залива и был захвачен пиратами. 23 члена экипажа – все русские, в основном, жители Краснодарского края — заблокировались в румпельном отсеке.
Константин Сиденко, адмирал: «Это была внезапно возникшая задача. Но самое главное, что командир, который был там, капитан 1 ранга Амеров показал свои самые лучшие качества: волю умение и грамотно действовал в этой ситуации. Но, кроме действий военных моряков, очень хорошо действовали гражданские моряки, которые сумели сохранить свои жизни, сумели сохранить жизнь судна. И вот совместными усилиями мы выполнили эту задачу».
– Я российский военный корабль. Требую освободить заложников и покинуть борт не членов экипажа!
22 минуты – ровно столько понадобилось бойцам морской пехоты, чтобы подойти на быстроходных лодках к борту судна, подняться наверх, нейтрализовать пиратов и освободить целыми и невредимыми всех членов экипажа танкера. И все это они должны были сделать и смогли без единой ошибки. Ведь 85 тысяч тонн нефти, это своеобразная плавающая супербомба – взрыв мог произойти от любой искры, любого попадания снаряда или пули в танк. Отсюда и название фильма.
Александр Галибин, народный артист России: «Там, может быть, есть какие-то преувеличения, такие художественные преувеличения. Это абсолютно нормально. Там есть какие-то психологические длинноты, но это тоже нормально, это уже вопрос монтажа, вопрос мастерства, наверное. Но, я думаю, что это важная картина. Важная потому, что эти страшные события — захваты и смерти, и томление наших моряков не по многу часов, а по многу дней, а то и недель без воды на кораблях, это продолжается. И мне кажется, что эта картина важна для ощущения, для миропонимания того, что происходит с этими людьми».
Позже все 16 моряков, принимавших непосредственное участие в освобождении танкера были награждены орденами. Но самой главной наградой для моряков-тихоокеанцев стала благодарность всех членов экипажа судна, их жен, матерей и детей.
Денис Никифоров, актер: «Повествовать о тех, которые за свою жизнь сделали, ну они не считают это подвигом, а я считаю, что это подвиг — спасти целую команду танкера, это определенный подвиг человеческий от полковника до морпеха, который положил мордой в пол сомалийского пирата. Все равно это подвиг, и об этом надо рассказывать».
Что же касается самой операции по освобождению танкера «Московский университет», то она внесла новую лепту в тактику ведения современного морского боя и подготовку морских пехотинцев.
Константин Сиденко, адмирал: «На сегодняшний день повторения таких действий ни в одних ВМС других государств не было. Наши моряки действовали очень четко, грамотно и больше этого никто не смог повторить. Мы сделали это так, как подобает российскому моряку. Эта операция вошла в каноны действий морской пехоты и военных моряков, которые действовали против пиратов».