"Новая экономика Приморья": Уборка сои в Приморье. Специальный репортаж Ольги Катренко

Живёт она и дышит — соя. Чистые, красивые бобы. Кто догадался бы, что только была на поле? И вот уже готовят из неё золотистый, масляный, аппетитный шрот. Полезнейший продукт для телят. И людям не грех полную протеинов добавку иной раз к чаю, да и просто так.

Побочным этот отжим и называть-то неудобно. Однако, так и есть. Корм - главное, масло — второстепенное. Но настоящий хозяин разве упустит возможность? И медового оттенка соевое масло аккуратно собирают в ёмкости. И после того, как оно отстоится, разливают по бутылкам. Новолитовцы и раньше снабжали таким весь район, а теперь-то вдвойне.

Николай Лемешевский, председатель СХПК «Новолитовский»: «Мы не стремимся работать на экспорт. Я вообще считаю, мы должны работать прежде всего на себя, на свою страну, свой народ. Поэтому, всё, что мы производим, мы стараемся реализовать нашим людям. Это мясо-молочная продукция, ну и еще один побочный продукт от сои, как мы называем, это соевое масло. Почему побочный, потому что главная цель — вырастить сою и дать нашим коровам соевый шрот, а соевое масло уже пойдет на стол нашим людям. И вот совсем недавно, 14-го октября, мы получили наконец-то декларацию, позволяющую нам реализовать эту продукцию без ограничений, на территории всей России и даже Евросоюза. То есть, можем сябрам отправить теперь масло!»

Председатель Новолитовского сельхозкооператива Николай Лемешевский - сам из белорусской семьи. Только к Дальнему Востоку, приморскому югу прирос давно. А улыбка, скорее саркастичная, оттого, что уж он-то знает, всей сои с его полей и на половину комбайна не хватит. «Полесье» - почти 10 миллионов за штуку, с жаткой на зерновые. Узкоквалифицированная, к сое, обошлась бы намного дороже. Но какие машины, говорит, радостно глядеть… Как и на землю, которая года три назад зарастала бурьяном. Это дальние поля. Хотя и новолитовские с некоторых пор, чтобы не стояла почва, да не отобрал её временщик какой, кооператив выкупил их в собственность.

Ольга Катренко: «Очень хочется, чтобы за моей спиной соединились эти два корабля полей, два «Полесья». Работают они на некогда богатейших землях лучшего в Приморье совхоза «Восток», долгое время пустовавших. Но теперь, благодаря Лемешевскому, здесь и соя, и кукуруза, и зерновые».

Севооборот, иным словом. Вот соберут золотую Венеру, так называется этот приморский сорт, зябь запашут в зиму, и новой весной будет здесь ячмень. Всё по классической крестьянской технологии. Корабль номер один, как раз сигнал подает: полным полна коробочка. Пора богиню эту выгружать. Как красиво ложится, как звучит эта музыка — слушаем, взобравшись на верхотуру. А на фоне — сопки, в распадках которых - Екатериновка и Владимиро-Александровское.

И, кажется, мягкий климат морской в этой полукруглой чаше. Излучине знаменитой Золотой Долины. Но то лишь видимость мягкости. Это ближе к центру температуры почти идеальные, у Фроловки, Сергеевки. Там пашни надежней укрыты сопками, холод редко прорывается сквозь их гряды, и при хорошем отношении можно восстанавливать сады-виноградники. Как говорят, еще чжурчжэни их разводили, и наблюдали с верхотуры и за посадками, и за приближением врага. А тут, в пяти минутах езды до Находки, море рождает капризные ветра. И то в одну сторону дуют они, то в другую, меняя направление соевой мульчи, вздымая верхний слой почвы.

Так и надо, считают земледельцы: всё уляжется слоями, как в хорошем пироге бывает, с тремя начиночками. Во благо новых урожаев. Кстати, жатки «Полесья» могут и полову отбрасывать, так дальневосточники называют соевую мякину. Только переключи их. Но задача здесь — подлечить переувлажнённую тайфунами почву. И стараются белорусские машины, под управлением приморских механизаторов. Хвалят новолитовцы технику. Как ждали в этом году второй комбайн!

Николай Лемешевский, председатель СХПК «Новолитовский»: «Сябры слово сдержали. После оплаты, через три дня комбайн был отгружен и отправлен в наш адрес. Неделю простояли в Тулуне, пока составы шли с углем на экспорт, затем, две недели в нашем приморском Артёме. И пока мы кое как выпросили, отдайте же наш комбайн, практически уборка зерновых уже по времени закончилась».

Сейчас уже и улыбнуться можно, говорит Лемешевский, и порадоваться — к сое зато применили «Полесье». Техника знаменитого «Гомсельмаша», Гомельского завода хорошо проявляет себя, за что бы ни брались механизаторы. И смотрится неплохо, что уж о начинке говорить.

Ольга Катренко: «Чувствую себя проводником такого крутого спального вагона, который протирает ручки, чтобы выпустить пассажиров — настолько уютно, по-домашнему в комбайне «Полесье». Хотела бы показать, как н выглядит изнутри. Ну что, демонстрирую, сиденье. И полный комфорт, потому что работает сплит система. Потолок достаточно высокий, а самое главное — идет комбайн, а я его почти не слышу».

А слух механизатору нужно беречь, как и легкие. Пылевые вихри тоже внутрь не пробьются! И соя не сбежит. Какими аккуратными остаются гектары, припорошенные мелко-молотой соломкой! И комбайны идут, купаясь в этих солнечных облаках. Красота!

Зерноток в Новолитовске умолкает разве что на полчаса обеденных. Кукуруза в обработке. Соя на подходе. А ведь горы обычно в три раза выше. Царицу полей снимали нынче с проплешин. Что не снесло штормовым ветром, то водой залило как раз по верхние початки. Грустное зрелище и на соевых гектарах чашеобразной Новолитовской долины. Уверены крестьяне, то, что происходило здесь в августе-сентябре, точно повторило страшный тайфун конца 80-х, «Джуди». Разрушенными казались и дороги. Едем сейчас по жалким остаткам гравийки.

Николай Лемешевский: «Здесь никакого движения и быть не могло, потому что лавина воды покрывала вот эту всю долину, и разносила вот эту нашу полевую дорогу, видно, как ураган прошел, деревья повалил, мы выпиливали. Всё было разорвано, растерзано, больше недели не было транспортного сообщения с живущими там еще людьми, и только потом мы своими силами уже восстановили здесь проезд. Вот она, Литовка..»

Речка и теперь не тихая. Повсюду ручьями, а то и маленькими водопадами стекает к основному руслу. Знали о нраве таком новолитовцы, всегда готовились. И как могли окапывали поля, сколько средств ушло на мелиорацию, а еще больше на штрафы за то, что пытались защитить себя от возможных катаклизмов. Идём по бровочке, по той самой, разрушенной полевой дороге. Сельская техника, чтобы добраться к полям кукурузы и сои, вынужденно переходит в русло Литовки.

Сколько будут поля поднимать, загадывать трудно. Точно, не один сезон трудится, не разгибая спин, у самого ложа Атланта - удивительного скального образования.

Ольга Катренко: «Сегодня здесь тепло и солнечно, и хочется принять позу Атланта, если вы видите, нос этого каменного исполина направлен вверх, он разглядывает небо, раскинув руки. Но в августе-сентябре, когда здесь шла большая новолитовская вода, забрасывая камнями и деревьями поля, Атлант не помог. Зато теперь можно видеть, что бы получилось. Вот она, веточка соевая».

Из шестисот гектаров сои приморского сорта «Венера», за несколько лет проявившего себя стойким, урожайным — в этом году к уборочной едва выстояла треть. Потому так рад Лемешевский сэкономленным центнерам. Есть из чего делать шрот, кормить молодое поголовье и 350 голов дойного стадо. Тогда зачем же этот челябинский заказ? Фура только-только подошла в Новолитовск, идет разгрузка.

Николай Лемешевский: «Сами самолет сделать или ядреную бомбу мы не можем, ровно как и вот такой спецконцентрат для телят первого периода жизни. Мы заказываем специальную рецептуру, и согласно ей Челябинский завод это изготавливает».

Он улыбается, наверное впервые за долгое время: слишком напряженные дни стоят. Именно так, рецепт придумали сами. Из радостного за этот год — еще вот эта бумага. И желтым выделенное в тексте решение краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям от 13 сентября.

Николай Лемешевский: «Впервые за многие годы, за многие, а я уже 33 года работаю руководителем и губернаторов на своём веку посмотрел всех, которые были, начиная от Кузнецова, первого, так вот, впервые, 13 сентября 2019 года приняли постановление о мерах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением дождевых паводков в августе-сентябре 2019-го. Читаю: «Главам муниципальных образований Приморского края — провести дноуглубительные работы и расчистку русел рек в целях предотвращения затопления территорий». Кожемяко не стал рассказывать про карасиков, как Тарасенко, Президенту, а принял чисто хозяйственное решение, которое сегодня нам, живущим на земле, даёт право самим спасаться. Хотя бы так: мужики, спасайтесь сами, как можете! Потому что в 14-м году, сделав проект за 480 тысяч, выполняя защитные мероприятия, меня рыбинспекция наказывает на миллион триста, и мне не к кому обратиться, защиты никакой я не нашел в крае. А сегодня вдруг выходит вот это постановление. И, конечно, с одной стороны, чисто по человечески надо сказать спасибо. А с другой стороны, срок-то маловат, до декабря. Но вот вы видите масштабность, эти последствия мне придется устранять минимум года три, потому что здесь лишь один штрих мы можем показать. А то, что натворила стихия по всей долине, это многократно нужно умножать!»

И конечно, справятся они. Дороги отстроят, поля поднимут. И наполнят закрома. Как говорят, рачительный хозяин лишь пояс потуже затянет, да песню громче заведет в трудное время. И кто здесь Атлант настоящий, если не новолитовцы?

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.